Стена, которую можно отодвинуть

Каждому родителю хотелось бы, чтобы его ребёнок был общительным, легко вступал в контакт, вёл себя непринуждённо. Но что делать, если ребёнок предпочитает одиночество?

Дети уходят от контактов по разным причинам. Между застенчивым ребёнком и миром людей встаёт стена. Есть дети, которые хотели бы выйти из-за этой стены, но что-то их останавливает. В душе застенчивого ребёнка живёт страх проявить свои чувства и желания, страх осуждения или отвержения. Малыш слишком сконцентрирован на себе. Ему кажется, что все только на него и смотрят, только о нём думают и оценивают каждое его слово или поступок. Они осознают свою непохожесть на других и переживают из-за этого. Осложняет общение и отсутствие опыта установления и поддержания контактов. Ребёнок не знает, что сказать и сделать, чтобы познакомиться, попроситься в общую игру, как реагировать на отказ, как решить конфликт.

Застенчивому ребёнку можно помочь. С одной стороны, нужно развивать искренний интерес к другим детям, желание их понять, помочь им, сделать для них что-то приятное. С другой стороны - научить взаимодействовать с ровесниками.

Робкому ребёнку больше подойдёт общение со спокойными и дружелюбными сверстниками или детьми чуть помладше. Полезно приглашать в дом тех детей, к которым ребёнок испытывает симпатию, а не просто детей своих друзей. Маленьких гостей должно быть не более двух-трёх. Ребёнку нужно помочь организовать приём: подобрать интересные книжки и игрушки, приготовить несложное угощение, придумать игру или развлечение.

Желательно во время общения ребёнка со сверстниками быть где-то поблизости, наблюдать. Если возникает неблагоприятная ситуация, дать время, чтобы малыш попробовал самостоятельно справиться с ней. Если  у него не получается, тогда спокойно, без лишних эмоций вмешаться и подсказать, как можно поступить.

В некоторых случаях полезно записать ребёнка в группу общения, где с детьми целенаправленно занимаются формированием коммуникативных навыков, учат сотрудничать, отстаивать свои интересы, развивают лидерские качества.

Но бывает и другая необщительность: ребёнок не хочет общаться, не хочет выходить из-за стены, за которой ему спокойнее и интереснее. Ему неважно, как его оценивают другие, он не стремится достичь успеха и признания. К такому малышу больше подходит определение «замкнутый». Сниженная потребность в общении часто является наследственной чертой или личностной особенностью. Иногда замкнутость возникает как защитная реакция на неудачи в общении из-за плохой речи, физических недостатков или проблем в развитии.

Чтобы помочь замкнутому ребёнку разомкнуть круг самоизоляции ему нужно дать почувствовать, что играть, читать, мастерить что-то вместе не менее интересно, чем в одиночестве. Делать это нужно постепенно, подключаясь к играм и занятиям ребёнка. Сначала партнёром может быть взрослый, потом ровесник, затем можно вовлекать ребёнка в игру с двумя–тремя детьми.

Развить потребность в общении вне общения невозможно. Эффективной формой помощи необщительным детям является игровая терапия в небольшой  группе. Есть игры, в которые без партнёра играть невозможно, некоторые упражнения выполнить в одиночку очень трудно, а для определённых заданий непременно нужна компания. При разыгрывании ситуаций и сказок, участии в общих играх и упражнениях у ребёнка просыпается интерес и доверие к детям. Появляется желание показать собранную коллекцию, рассказать о любимой собаке, принести семейный альбом. А это уже шаг в интересный и яркий мир человеческого общения.

 

Уважаемые  читатели! В рубрике «Семейный совет» вы можете задать  вопрос детскому психологу, ответ на который будет опубликован  в одном из выпусков  нашей газеты.  Вопросы можно задать по телефону: 6-28-35.

Вопрос: Мой сын медленно читает, но понимает, что прочитал. Я считаю, что это – главное. Когда в школе проверяют скорость чтения, он сильно нервничает и читает ещё медленнее. Зачем проверят скорость, ведь темп у каждого индивидуальный?

Ответ:

Быстро читают дети, у которых хороший словарный запас, развитая зрительная память, и главное – сформированный навык чтения. Всё это способствует тому, что школьник легко переходит от чтения вслух к чтению «про себя». Чтение становиться средством, инструментом для изучения других предметов. Медленно читать, это всё равно, что идти пешком, когда остальные едут на велосипеде. Поэтому учителя начальных классов так внимательно относятся к скорости чтения. Необходимо больше читать, но этого недостаточно. Нужно развивать кругозор и расширять словарный запас, развивать внимание и память, использовать специальные приёмы совершенствования навыков чтения. И тогда даже медлительный от природы ребёнок будет читать быстрее.

Ирина Родионова
детский психолог

"Новоуральская газета" №16, 2012 год




Нравится


Комментарии

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Комментарии ВКонтакте