Второй – лишний?

Когда в семье появляется второй ребёнок, первый может почувствовать себя лишним. Известие о том, что в семье будет пополнение, дети воспринимают по-разному. Один ребёнок долго упрашивал маму и папу купить братика или сестричку. Другого малыша эта новость совсем не радует. Но и в том, и в другом случае, после того, как после появления новорожденного всё успокаивается, проявляется истинное отношение первенца к новому члену семьи. Старший брат или сестра лишается статуса единственного ребёнка, и в поведении начинают проявляться совсем недетские муки ревности. Дети помладше открыто проявляют свое недовольство, могут потребовать отнести «ляльку» обратно в магазин. Те, кто постарше часто действуют исподтишка: могут ущипнуть, слишком крепко обнять малыша, «уронить» и т.п. Появляются «странные» просьбы покачать, покормить из бутылочки, ребёнок начинает сюсюкать и вести себя как маленький. За подобным поведением скрывается страх, что родители теперь любят маленького, а старший им больше не нужен. Это очень тяжёлое переживание, и простое объяснение, что это не так, мало помогает. Представьте ситуацию: муж приводит в дом незнакомую девушку и сообщает жене, что теперь она будет жить с ними. Он говорит примерно следующее: «Ты только посмотри, какая она молоденькая, хорошенькая. Мы будем вместе заботиться о ней, ведь она ещё ничего не умеет. Но и тебя я буду любить, как раньше». Успокоят ли жену такие заявления? А ведь что-то подобное обычно и говорят детям.

Что же можно сделать, чтобы старший ребёнок был уверен, что родители по-прежнему любят его, и его положение в семье не ухудшится?

Важно помнить, что первый ребёнок хоть и старший, но всё равно, ещё совсем ребёнок. Не стоит поручать ему роль няньки, достаточно иногда просить его поиграть с малышом или помочь маме и обязательно поблагодарить за это.

Не должно быть резких перемен в привычном укладе жизни старшего ребёнка. Если он привык, что на ночь мама читает ему сказку, надо постараться ему эту сказку почитать, а с маленьким пусть побудет папа или бабушка.

Когда ребёнок проявляет ревность по отношению к малышу, можно объяснять ему, что он чувствует, и что родители понимают его чувства. Маме очень желательно каждый день выкраивать хотя бы 10-15 минут, чтобы пообщаться со своим первенцем наедине, без маленького, поиграть, поговорить с ним, подержать на коленях. Если ребёнку хочется - покормить его с ложечки или из бутылочки.

Ребёнку нужно говорить о том, как мама и папа его любят. Можно рассмотреть альбом с фотографиями ребёнка в том возрасте, в котором находится его братик или сестрёнка, вспомнить то время, когда он был таким же маленьким, как ждали его появления, как радовались его рождению.

Не стоит ожидать, что первенец сразу полюбит малыша, это чувство просыпается постепенно и ребёнку нужно время. Он быстрее освоит роль старшего, если родители поощряют любые проявления его заботы о маленьком. Даже если старший ребёнок всего лишь поиграл с малышом, это заслуживает слов поддержки.

 

Уважаемые читатели! В рубрике «Семейный совет» вы можете задать вопрос детскому психологу, ответ на который будет опубликован в одном из ближайших выпусков нашей газеты. Вопросы можно задавать по телефону: 6-28-35.

Вопрос: Моя пятимесячная дочь начинает кричать, как только я выхожу из комнаты. Обычно я сразу подхожу, когда она плачет. Но сейчас я не могу отлучиться ни на минуту. Может быть, я её избаловала?

Ответ:

У маленького ребёнка нет другого способа сообщить о том, что его что-то беспокоит, кроме плача. Дети плачут по-разному: когда у малыша что-то болит или он голоден – это один плач, когда ему скучно или одиноко – другой. Обычно мамы это различают. Поэтому и реагировать можно по-разному: когда-то подойти немедленно, а иногда можно немного и подождать. Плач, когда мама выходит из комнаты – это плач беспокойства и страха. Малыш не понимает, что мама рядом, что она не исчезает, даже если он её не видит и не слышит. Есть несколько хитростей, которые позволят маме ненадолго отлучиться, и малыш не будет беспокоиться. Можно использовать зрительный и слуховой «мамозаменитель». Повесьте над кроваткой дочки свою фотографию, крупную, цветную, на которой Вы улыбаетесь, пусть она покачивается над малышкой, пока Вас нет. Можно сделать аудиозапись Вашего голоса: спойте колыбельную, прочитайте несколько детских стихов или просто запишите Ваши ласковые слова, обращённые к ребёнку. Могут помочь игрушки или предметы, которые привлекают малыша, завораживают его – позванивают, сверкают, вращаются, колышутся над кроваткой. Нужно только их менять, чтобы ребёнок к ним не привыкал. Можно перед тем, как выйти, активно пообщаться с малышом минут 10-15, а затем оставить его с любимой игрушкой – некоторое время он сможет побыть один.

Ирина Родионова
детский психолог

"Новоуральская газета" №24, 2012 год




Нравится


Комментарии

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Комментарии ВКонтакте