Детство по-норвежски

 

«Лицом к лицу - лица не увидать…», на расстоянии лучше видится не только большое, но и то, что перестаёшь замечать, потому что это привычно. Мы привыкли считать, что у нас лучшее образование и самые умные дети. И это правда! Но когда хоть немного поживёшь среди другой культуры, начинаешь сомневаться – это ли главное? Хочется поделиться впечатлениями о детстве по-норвежски после посещения этой красивой, чистой, богатой и комфортной страны.

Детей в Норвегии любят и берегут. Вопреки распространённому мнению, с рождаемостью здесь всё в порядке – в среднем по два ребёнка на семью. «Лишних» детей нет, поэтому нет приютов и детских домов. Если с родителями случилось несчастье – ребёнка обязательно будут воспитывать родственники. С детьми обращаются уважительно и терпеливо. Повышать голос, а тем более наказывать детей не принято. Хотя капризничают они и балуются не меньше наших. Кричащего малыша мама с невозмутимым лицом берёт на руки и что-то ему пытается внушить, но он вырывается и с криком падает. Интересно, взорвётся мама или нет, уступит или отшлёпает? Нет, снова берёт на руки, прижимает к себе, что-то наговаривая, неожиданно начинает его кружить и ребёнок умолкает.

Детские сады платные, но плата умеренная. Насчёт питания не заморачиваются – едят то, что принесут с собой, разогреют в микроволновке – вот и вся процедура. В группах по 8 -10 детей. В помещении почти не сидят – в любую погоду гуляют, ходят в походы, не боятся ездить на автобусах и электричках. Для работы с малышами не требуется педагогического образования. Что для нас непривычно, в детских садах работает немало молодых людей. Типичная картинка: по улице шагает стайка малышей в одинаковых ярких жилетиках, как у гаишников, на которых крупно написано имя и фамилия ребёнка, адрес и телефон родителей, за спиной рюкзачки. Впереди идёт спортивного вида тётенька, замыкает вереницу юноша неформального вида с причёской «хвостик», у которого на плечах сидит малыш, видимо притомившийся от прогулки.

Школа - с 5 лет, но школа своеобразная. Как выразилась живущая здесь наша бывшая соотечественница: «Никакого обучения, сплошное развлечение». Постоянно организуются какие-то мероприятия, праздники, акции, эксперименты. Дочка-второклассница озадачила родителей домашним заданием – принести в школу семь видов мусора. Принесённый мусор поделили на стекло, пластик, бумагу, пищевые отходы и что-то там ещё. Выдвинули разные гипотезы о том, что со всем этим произойдёт, если оставить, например, в лесу. В семи ямках это добро закопали. Через месяц произвели раскопки и всё увидели своими глазами. То, что не разложилось, отнесли в контейнер, каждую мусорину – в своё отделение.

Другой пример доведения до логического конца образовательной темы. Целую неделю пятиклассники познавали ягодное богатство родной страны: посмотрели фильм, приготовили снаряжение, собирали в лесу ягоды, сортировали, собственноручно варили варенье, упаковывали в банки, рисовали этикетки. Но и это не всё: посчитали, сколько это стоит, отнесли в магазин для продажи (учитель договорился с родителями, чтобы они это купили). На вырученные деньги устроили пикник, после чего собрали и принесли домой все отходы.

Физкультура в школе – чуть ли не главный предмет. Очень популярен велосипед. Колесят в одиночку и семьями не только по городским, но и горным дорогам. У кого ноги достают до педалей, едут на своём двухколёсном коне полностью экипированными, как и родители, в шлемы и прочую амуницию. Кто не достаёт – на велосипеде с мамой или папой. Любимый семейный отдых – на яхтах и катерах, которых здесь больше, чем машин. На борт берут даже самых маленьких.

У каждого дома - флаг. Национальную одежду одевают по праздникам и в особых случаях. Бережно хранят семейные реликвии. Детей приобщают к национальным традициям, как в семье, так и в школе. Девочек, например, учат печь хлеб по старинным рецептам. Спокойно и терпеливо пожилая норвежка по несколько раз повторяет, что не надо ничего менять или улучшать. Только тогда они смогут через 50 лет научить своих учениц печь хлеб так, как это делали их прабабушки.

В школах учатся не каждый день. Учатся не спеша. Программы не перегружают. Оценок не ставят до седьмого класса. На детей родителям не жалуются. Привыкшая к записям в дневнике и вызовам в школу мама первое время донимала учительницу в местной школе вопросом: «Ну как там мой себя ведёт?». На что получала один и тот же ответ: «Хорошо, как все».

В возрасте 14-15 лет большинство школьников продолжают образование в учебных заведениях крупных городов вдали от родителей и учатся жить самостоятельно. По уровню знаний норвежские студенты в лидерах не ходят. Но что удивительно: работают профессионально, законы соблюдают, болеют редко, живут долго, везде и во всём порядок. Как им это удаётся?

 

Уважаемые читатели! В рубрике «Семейный совет» вы можете задать вопрос профессиональному детскому психологу, ответ на который будет опубликован в одном из ближайших выпусков нашей газеты. Вопросы можно задать по телефону: 6-28-35.

Вопрос: У нас с бабушкой разногласия. Она с моей дочкой сюсюкает, говорит с ней на каком-то птичьем языке. Не приведёт ли это к задержке в развитии речи?

Ответ:

Если девочка слышит и другую речь, правильную и чистую, то нет, не приведёт. Вполне допустимо использовать упрощённые слова, которые ребёнок способен повторить. Но наряду с этим словами следует употреблять и нормальные, произносить их чётко. Вообще, маленькие дети лучше воспринимают речь, если она эмоционально окрашена, слова произносятся медленно, нараспев, с ласковыми интонациями. Поэтому лучший вариант, если перенять у бабушки манеру говорить с малышкой, сохранив при этом грамотность и литературность Вашей речи.

Ирина Родионова
детский психолог

"Новоуральская газета" №28, 2012 год




Нравится


Комментарии

У вас недостаточно прав на публикацию комментария

Комментарии ВКонтакте