Когда душа покоя просит

«Убери палец изо рта!», «Не раскачивайся!», «Прекрати немедленно!» - так обычно мы реагируем, когда ребёнок совершает действия, которые принято считать вредными привычками. Откуда они берутся и можно ли  от них избавиться?

Вредных детских привычек великое множество. Самые распространённые – сосание пустышки, пальца или уголка пододеяльника, раскачивание из стороны в сторону, онанизм, грызение ногтей, выдёргивание волос, патологическая привязанность к определённым предметам.

Чтобы понять, зачем дети это делают, обратимся к себе. Почему нам, взрослым, иногда хочется закурить или выпить, почему мы качаем ногой, если нам скучно, или барабаним пальцами по столу, когда нервничаем, зачем носим с собой талисманы? Наверное, для того, чтобы справится с тревогой, напряжением, скукой, чтобы успокоится и почувствовать себя в безопасности.  Вот и дети решают такие же проблемы, но своими доступными способами.

Даже взрослому человеку, сознательно желающему избавится от нежелательной привычки, нелегко её преодолеть. А у маленького ребёнка вообще нет  такого стремления, нет понимания того, что он делает что-то плохое. Даже если родители в красках объяснят, какой «ужасный» вред он себе наносит, как  это некрасиво и неприлично, ребёнок будет сопротивляться. Конечно, можно жёстко контролировать поведение малыша и добиться подавления вредной привычки, но вместо неё непременно появится другая. Кроме того, от вредной привычки есть и побочная выгода. Для некоторых детей это способ привлечения родительского внимания, ведь все начинают беспокоиться, заниматься его проблемой.  Поэтому нужно бороться не с вредной привычкой, а с причиной эмоционального дискомфорта и постепенно обучать малыша умению справляться с беспокойством другими способами.

Так как вредные привычки очень разнообразны, в преодолении их, конечно, есть специфика. Но есть и общие правила, соблюдение которых поможет родителям мягко, но эффективно помочь ребёнку.

  • Вредная привычка должна перестать быть темой обсуждения. Разговор способствует фиксации внимания ребёнка на нежелательном способе поведения. Игнорирование лишает проблему эмоциональной остроты.
  • Любые силовые действия (угрозы, наказания, намазывание соски горчицей, высмеивание, битьё по рукам и т.п.) не решают проблему, а подавляют её проявление. Необходимо понять, что беспокоит ребёнка, какую потребность он удовлетворяет – ищет внимания, хочет успокоиться, испытывает дефицит положительных эмоций, тревожится или чувствует себя виноватым.
  • Наблюдая за ребёнком можно определить, что его успокаивает, радует, что ему нравится. В моменты беспокойства переключать его на эти действия, заменять «вредные» способы на альтернативные: сделать ему успокоительный массаж, включить музыку, почитать любимую книжку, предложить порисовать или полепить из пластилина, поколотить подушку, выдувать мыльные пузыри, поиграть с водой в ванной и т.п.
  • Даже с маленьким ребёнком полезно говорить о том, что его огорчает и радует, чего он боится и о чём мечтает. Доверительные отношения  позволяют ребёнку откровенно рассказывать о его трудностях и переживаниях. В таком случае у него не будет необходимости подавлять свои чувства и использовать неприемлемые способы  борьбы с ними.

Привычки формируются не за один день, и исчезнуть сразу не могут. Поэтому нужно настроиться на постепенное затухание нежелательной привычки.  Необходимо насытить жизнь ребёнка разнообразными впечатлениями, положительными эмоциями, движением, игрой, творчеством. Возможность свободно, открыто, спонтанно выражать свои эмоции и желания – лучшее средство профилактики вредных привычек.

 

Уважаемые читатели! В рубрике «Семейный совет» вы можете задать  вопрос профессиональному детскому психологу, ответ на который будет опубликован  в одном из ближайших выпусков нашей газеты.  Вопросы можно задать по телефону 6-28-35.

 

Вопрос: Моему ребёнку 4 года. Он задаёт мне много вопросов. Я стараюсь ответить, но он часто не дослушивает и спрашивает об одном и том же. У него плохая память или он невнимательный?

Ответ:

Малыши спрашивают не для того, что запомнить, а для того, чтобы узнать, Поэтому не стоит рассчитывать на прочное запоминание. Мышление детей 3-5 лет конкретно и образно Им интересно то, что они видят, слышат или делают в данный момент. Взрослый, отвечая на вопрос ребёнка, выходит за пределы его непосредственного восприятия. Он говорит о том, чего ребёнок сейчас не видит, поэтому и хуже понимает. Мы не всегда учитываем, что некоторые слова, которые используем, малышу не понятны. При длительном объяснении теряется интерес, и ребёнок перестаёт слушать. Отвечайте  на вопрос коротко, используя знакомые слова, опираясь на опыт малыша.  

Ирина Родионова
детский психолог

"Новоуральская газета" №31, 2012 год




Нравится


Комментарии

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Комментарии ВКонтакте