Чтобы хвост не крутил собакой
- [ 10.10.2012 | 
- Комментариев: 0
-  | Просмотров: 4866 | 
- Отношения и психология  ]
«Ты помнишь, как всё начиналось», и было так хорошо: милый младенец, первая улыбка, первые шаги. Что случилось всего за 2-3 года? Ребёнка не узнать: капризы, истерики, неуправляемость. Может быть, это знаменитый кризис трёх лет? Возможно. А если уже 4 года или даже 5-6 лет, а кризис всё не проходит? Есть вероятность, что в доме растёт, точнее выращивается, маленький тиран, и семья начинает жить по правилам, которые устанавливает ребёнок. Так кто же в доме хозяин? Попробуем разобраться.
Ребёнок 2-3 лет активен и любознателен, исследует всё вокруг. Малыш импульсивен - захотел и тут же сделал, понравилось что-то – «вынь да положь», и немедленно! Он эмоционален, слушать объяснения взрослого – ума и терпения не хватает. Попробуйте двухлетку убедить не есть конфеты перед едой или втолковать, почему именно сейчас нужно ложиться спать. Естественно, попытки взрослых ограничить, отказать, уберечь вызывают у ребёнка бурный протест, слёзы, обиды. Таких «страданий» не в силах перенести некоторые родители, чаще мамы. Что они испытывают, видя слёзы ребёнка? Жалость, чувство вины, страх, что «он не будет меня любить». Стыд перед окружающими. Желание, чтобы это (каприз, истерика, скандал) поскорее прекратилось. Такие переживания ослабляют родительскую позицию, делают её уязвимой. Ребёнок чувствует власть над родителями и захватывает бразды правления в свои руки. Теперь он решает что есть, когда гулять и какую игрушку покупать. И вроде бы, у малыша всё есть для счастья – любящие, уступчивые родители, лучшие игрушки. И власть. А он почему-то часто в дурном настроении, раздражителен, и не выглядит счастливым. Чего ему не хватает? Ему не хватает «взрослых» родителей, которые бы:
- обеспечивали ему чувство безопасности, обозначив границы между «можно» и «нельзя», ведь граница не только ограничивает, но и защищает;
- упорядочили жизнь ребёнка, сделали её предсказуемой, приучив его к правилам: правила позволяют чувствовать себя спокойнее, экономить силы и нервы;
- дали ребёнку почувствовать, что он под присмотром, что мама и папа контролируют и регулируют его поведение, потому что отвечают за его жизнь, здоровье и нормальное развитие.
Ребёнку нужно, чтобы родители научили его использовать нормальные способы общения, а не те, к которым он привык, и которые портят нервы и ему самому, и всем вокруг. Несколько пожеланий родителям, которые хотели бы помочь ребёнку освоить эти способы.
- Примите чувства и желания ребёнка, скажите, что понимаете его состояние: « Я вижу, что тебе не хочется одеваться…», «Я понимаю, ты разозлился, потому что…», «Я знаю, тебе нужно, чтобы было так, как ты хочешь»;
- Но одного понимания недостаточно, необходимо направить мысли и поведение ребёнка в нужное русло, дать понятные разъяснения: «Но придётся это делать, нам нельзя опаздывать, потому что…», «Но говорить такие слова нельзя, потому что это обижает…», «Но сейчас это невозможно, потому что…».
- Если Вы не против того, чтобы удовлетворить желание ребёнка, но он начинает как обычно требовать, кричать, говорить «командным» голосом, попросите его повторить свою просьбу вежливо, спокойно и только после этого выполните её.
- Случается, что ребёнок слишком возбуждён и затрудняется сформулировать в адекватной форме свое желание или несогласие. В таком случае успокойте его и помогите подобрать слова и нужную интонацию: «Скажи мне спокойно, какую тебе книжку достать, я с удовольствием это сделаю. Ещё мне нравится слышать от тебя «спасибо», «Если тебе эта еда не нравится, осторожно отодвинь и скажи, что ты не хочешь это есть».
- Столкновения неизбежны, и более того, необходимы. Родители и ребёнок учатся договариваться, считаться друг с другом. Да, это эмоционально напряжённый момент. Поэтому, когда инцидент исчерпан, обнимите ребёнка и скажите, что Вы его любите.
Малыш не станет любить родителей меньше, если они уверенно, спокойно и по-доброму будут направлять его.
Вопрос: Моему ребёнку 5 месяцев. Мне кажется, что он плачет чаще, чем другие дети. Я не могу понять, что ему надо: сухой, накормленный, выспался, животик мягкий, зубки ещё не режутся. Иногда просто терпения не хватает. Как его успокоить?
Ответ:
Если со здоровьем всё в порядке, и повода для плача, на Ваш взгляд, нет, возможно, малышу не хватает Вас. Детям, особенно таким маленьким, жизненно необходимы положительные эмоции, и главный их источник – мама. Кроме традиционных укачиваний попробуйте приём «приятная неожиданность». Малыш плачет - возьмите на руки и покружите, похлопайте в ладоши, позвоните в колокольчик, используйте музыкальные игрушки, поиграйте воздушным шариком, выдувайте мыльные пузыри, покажите забавную игрушку. И всё это с приветливым выражением лица и ласковыми словами. Исходите из того, что мама - лучшая игрушка: мягкая, тёплая, говорящая, а если кормит грудью, то и вкусная. Играйте и разговаривайте с малышом чаще, и причин для плача будет меньше.
Ирина Родионова
Детский психолог
"Новоуральская газета" №39, 2012 год