Поговорим о странностях любви
- [ 12.04.2012 | 
- Комментариев: 0
-  | Просмотров: 3974 | 
- Отношения и психология  ]
Спросите любого родителя: «Любите ли вы своего ребёнка?» А разве можно не любить это маленькое, такое тёплое и родное существо. Но почему же так много капризных и избалованных детей, подростков, не уважающих своих близких, взрослых, которые равнодушны к стареющим родителям? Может быть как то не так любим?
Малыш замахнулся на маму, плюнул на бабушку, сбросил на пол посуду. И что он слышит: «Ах, озорник! Ах, проказник! Ой, как мы сердимся!». Что бы ребёнок ни натворил, всё вызывает умиление. Вот такая бывает любовь: сладкая, безмерная, когда ребёнок – кумир семьи. Станет ли он кумиром для сверстников и любимцем для взрослых? Как он будет чувствовать себя вне семьи?
Очень типичная для наших дней ситуация: любовь на расстоянии. Ребёнка воспитывают бабушки и дедушки. Родители много работают, видят малыша по выходным, и то не всегда – они зарабатывают на лучшие игрушки, хороших репетиторов, престижные кружки, секции и школы. Разве это не ради ребёнка? Разве это не любовь?
Вот ещё вариант. Родители учат ребёнка «читать раньше, чем говорить». Посещают семинары, находят в интернете лучшую систему воспитания: японскую, или шведскую, или американскую. Пример из практики: следуя одной симпатичной системе, мальчику предоставили полную свободу в развитии, никакого принуждения и ограничения. Всё как в кино: «я тебя люблю – и я тоже тебя люблю». В детском саду как-то перетерпели вольного малыша и его демократичных родителей. А в школе терпеть не стали – учиться не любит, напрягаться не хочет, ни с кем не считается. Система не та? Или любовью испортили? Вариаций на тему родительской любви множество.
«Защитим права ребёнка!» Поцарапал малыш коленку в садике – подать в суд, воспитатель не улыбнулась ребёнку при встрече – предъявить претензию заведующей, учитель поставил не ту оценку – позвонить куда надо. Вот это любовь! И все это видят, и ребёнок тоже. Конечно, иногда необходимо и подать, и предъявить, и позвонить. Но что тут всё-таки главное: защита ребёнка или показательная любовь к нему?
«Я не отдам тебя никому». Так иногда случается, что ребёнок для матери или кого-то из членов семьи – свет в окошке. Ради него жертвуют и личной жизнью, и всем, что дорого, лишь бы он был всегда рядом. И никто больше не нужен, и в будущем - тоже. Ещё один реальный пример: молодая женщина рассказывает о своей матери: «Я всегда мечтала: «Хоть бы она меня меньше любила». Она – везде. Я уже сама мама, но никакой своей жизни». Ребёнок для себя - это тоже любовь. Только вот к кому?
«Любовь – огромная страна…», и каждый любит, как умеет. А вообще, существует ли правильная любовь? Наверное, да. Ведь есть же счастливые дети. Их сразу видно: они открыты, любознательны, добросердечны, в меру балуются, в меру послушны, умеют дружить и родители для них – любимые и авторитетные люди.
Возможно, есть такие счастливчики, которые изначально обладают даром любить детей так, чтобы это приносило им только пользу. Кому-то повезло перенять умение любить у своих родителей. Кто-то учится этому постоянно, относясь к воспитанию ребёнка, как к творчеству и поиску. Наблюдая за этими родителями можно отметить некоторые общие черты:
- они охотно участвуют в жизни детского сада или школы, понимают, что ошибки неизбежны, умеют их прощать и себе, и тем, кто принимает участие в воспитании ребёнка;
- поддерживают интересы сына или дочери и сами живут интересной жизнью, не замыкаясь только на семье или ребёнке;
- доверяют своей интуиции, ориентируются не на педагогические системы, идеи и правила, а на понимание конкретной ситуации и состояния ребёнка;
- ведут себя гибко: могут потребовать, запретить или ограничить ребёнка, когда нужно, в другой ситуации – предоставят свободу, поощрят, помогут.
Но главное - они умеют быть для ребёнка и друзьями, и родителем, и вечным учениками в школе родительской любви.
Уважаемые читатели! В рубрике «Семейный совет» вы можете задать вопрос детскому психологу, ответ на который будет опубликован в одном из выпусков нашей газеты. Вопросы можно задать по телефону: 6-28-35.
Вопрос: Я левша, а мой пятилетний сын действует и правой, и левой рукой. Можно ли точно определить, какая рука ведущая? Может быть, пока маленький, приучать рисовать и писать правой рукой?
Ответ:
Действительно, кроме левшей и правшей есть так называемые амбидекстры, у которых нет явного предпочтения той или иной руки. Но и среди них есть различия. Бывает, что бытовые действия человек выполняет одной рукой, а рисует и пишет другой. Понаблюдайте, как сын выполняет новые, неавтоматизированные действия: дайте какой-нибудь незнакомый разборный предмет или игрушку и посмотрите, какой рукой он будет открывать, отвинчивать. Предложите нарисовать что-нибудь сначала одной рукой, потом другой и сравните качество рисунков. Существуют и более точные методики, которые может провести психолог. Они предполагают большое количество различных проб и определение не только ведущей руки, но и ведущего глаза и уха.
Ирина Родионова
детский психолог
"Новоуральская газета" №13, 2012 год