Жил человек рассеянный...

Невнимательность и беспечность – вполне простительные недостатки, которые могут быть у малыша. Но школьнику такое  «детское»  поведение создает довольно серьёзные проблемы. Он забывает записать домашнее задание, не замечает своих ошибок, теряет тетради и ручки, торопится и всё равно не успевает. И в детском саду он был такой же: не мог самостоятельно одеться, терял игрушки, забывал, где оставил варежки и т.д.

Замечено, что у ребёнка, который всё забывает, всегда есть родители, которые всё помнят. Они найдут, исправят, оденут и доделают за ребёнка. В результате не формируются волевые качества, так необходимые во время учёбы. Можно ли преодолеть рассеянность и забывчивость? Как развить ответственность и организованность? 

1. Начнём развивать волевые качества в деятельности, более простой, чем учебная, например, в игровой. Настольные интеллектуальные игры с чёткими правилами, такие как шашки или шахматы, развивают умение планировать, обдумывать ходы, избегать импульсивных решений.

2. Развивать самостоятельность лучше постепенно, не воспитывать сразу всё. Можно одну неделю посвятить формированию привычки убирать за собой постель, следующую – аккуратно складывать обувь и одежду, потом - собирать самостоятельно сумку для бассейна и т.д.

3. Необходимо помогать ребёнку удерживать цель, помнить о конечном результате. Для этого можно спрашивать его:
- Что ты будешь делать?
- Что ты сейчас делаешь?
- Что должно получиться?
- Сколько тебе понадобится времени?
- Что ещё осталось доделать?
- Что получилось?
- Ты сделал то, что хотел?

4. Важно приучать ребенка действовать по порядку. Для этого:
- предлагать ему сначала рассказать, что и как он будут делать;
- обговаривать, что нужно приготовить, с чего лучше начать, в чём помочь и т.д.;
- в повседневной жизни вместе с ребёнком обсуждать, что купить в магазине, планировать, как провести выходной или отметить день рождения, что приготовить к приходу гостей и т.д.

5. Родители могут научить ребёнка преодолевать трудности, если они будут:
- предоставлять малышу возможность самостоятельно делать то, чем он ещё не вполне овладел, выполнять задания не очень интересные, но нужные,
- приходить на помощь, когда ребёнок  начинает терять интерес или уставать, подбадривать его и вместе доводить дело до конца,
- поощрять, хвалить за терпение, старание, усидчивость.

Нередко неусидчивость и забывчивость обусловлены состоянием здоровья малыша. Ребёнок может нуждаться в медицинском сопровождении, если   у него выявлены повышенная возбудимость, гипердинамический синдром или другие  особенности нервной системы. Как правило, с возрастом эти симптомы ослабевают или совсем проходят, но привычка делать всё кое-как, неразвитое внимание и неорганизованность могут остаться. Чтобы этого не произошло, родители могут обратиться к психологу, который подберёт специальные игры, упражнения и приёмы, направленные на развитие произвольного внимания и памяти, обучение ребёнка-непоседы доступным приёмам самоконтроля.

Для того чтобы воспитать у ребёнка усидчивость, собранность, способность к волевому усилию, родителям тоже придётся приложить немало усилий, но в результате - «посеешь привычку – пожнёшь характер»!

 

Уважаемые  читатели! В рубрике «Семейный совет» вы можете задать  вопрос детскому психологу, ответ на который будет опубликован  в одном из выпусков нашей газеты.  Вопросы можно задать по телефону: 6-28-35.

Вопрос: Моей дочери 8 лет. Она послушная девочка, хорошо учится. Раньше у неё была привычка накручивать на пальчик волосы и выдёргивать их. Потом это прошло. И вот снова – теперь выдёргивает ресницы, но сама этого не замечает. Почему она так делает?

 

Ответ: 

Когда люди нервничают, тревожатся, волнуются, они могут причинять себе боль, чтобы отвлечься  от неприятных переживаний. Мозг переключается на восприятие боли, и беспокойство ослабевает. Дети тоже непроизвольно пользуются этим способом: кусают губы, выдергивают волосы, грызут ногти «до мяса» и т.п. Чаще всего это происходит, когда они чувствуют себя виноватыми, неуспешными, боятся не оправдать ожидания взрослых. В любом случае, Вашу дочку что-то беспокоит. Это можно выяснить, наблюдая за поведением девочки, в душевном разговоре с ней. Возможно, ей надо помочь справиться с волнующей её ситуацией.

Обратите внимание дочки, что она выдёргивает реснички, когда нервничает. Научите её расслабляться, снимать напряжение нетравматическими способами.  Можно, например, сильно сжать кулаки и расслабить кисти рук, как будто стряхнуть  капельки воды. Помогают снять напряжение физические упражнения, танцы, музыка, юмор и т.д. Но главное, всё-таки, это поддерживать с дочерью доверительные отношения.

Ирина Родионова,
детский психолог

"Новоуральская газета" №9, 2012 год




Нравится


Комментарии

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Комментарии ВКонтакте