Я не трус, но я боюсь!

Нет человека, который бы никогда и ничего не боялся. Переживать страхи – это не только нормально, но и жизненно необходимо.  Если взрослый человек может объективно  оценить опасность, то для ребёнка застрять в лифте и встретить Бабу Ягу – одинаково реальные вещи.

У детей  маленький жизненный опыт, а всё неизвестное и непонятное пугает. Ребёнок не всегда различает реальность и выдумку, многое по-своему истолковывает, верит в свои фантазии. В определённой мере детские страхи полезны - они играют охранительную и адаптационную роль. Совсем маленькие дети боятся резких звуков, незнакомых людей, иногда - купания, работающих бытовых приборов. Малыши 3-5 лет испытывают страх темноты, одиночества, сказочных персонажей. Дети постарше боятся стихийных бедствий, пожаров, нападения. Появляются социальные страхи – страх опоздать, не справиться с заданием, публично выступать и т.п. По мере развития малыша одни страхи появляются, другие исчезают. Но иногда они чрезмерны и не проходят с возрастом. Почему это происходит?  

-Есть дети, у которых страхи задерживаются надолго, так как они чувствительные, впечатлительные и осторожные от природы.
-Подвержены страхам малыши, усердно опекаемые родителями, которые сами очень боятся за ребёнка.
-Излишне строгий стиль воспитания также не способствует развитию смелости и решительности.
-Маленького зрителя  может психологически травмировать просмотр «ужастиков» и кинофантастики.

Как помочь малышу стать смелее?

-Ребёнку необходимо ощущение безопасности. Оно возникает, когда родители уделяют ему достаточно внимания, помогают, поддерживают. Но в то же время предоставляют возможность действовать самостоятельно, не причитают над каждой царапиной, и не бросаются на помощь при малейшей трудности.

-Страх не исчезает, когда родители убеждают, что «нечего тут бояться», стыдят или высмеивают ребёнка за его «трусость». Необходимо  выслушать малыша или расспросить его о том, чего он боится. Откровенный разговор - это уже шаг к избавлению от страха.

-Есть много способов борьбы со страхами, и у них есть общее правило – страх надо вывести наружу: рассказать о нём, нарисовать, изобразить в движении, вылепить его из пластилина и т.п. Если родители затрудняются это сделать, можно обратиться за консультацией  к психологу.

-Страх часто не поддается логическим доводам. Детский страх успешнее «лечится» детскими способами. Он может быть побеждён волшебными словами, магическим  талисманом,  игрушечным защитником или заколдованным рисунком.

-Ребёнок становится смелее и увереннее в себе, если знает, как можно поступить в той или иной ситуации. Можно вместе придумать, как бы поступил его любимый персонаж, например Буратино, если бы увидел на улице собаку без хозяина, или потерялся бы в магазине, или  остался один дома и т.п. Важно, чтобы вариантов поведения было несколько, и они были понятны и доступны ребёнку.

Но самое верное средство предупреждения страхов – это доброжелательная  атмосфера в семье, совместные игры, походы и поездки, семейные праздники и т.п. Рядом с оптимистичными родителями и ребёнок вырастает  решительным и смелым.

 

Уважаемые  читатели! В рубрике «Семейный совет» вы можете задать  вопрос детскому психологу, ответ на который будет опубликован  в одном из выпусков  нашей газеты.  Вопросы можно задать по телефону: 6-28-35.

Вопрос:  На моего сына, ему скоро 2 года, стали жаловаться, что он кусает детей в группе. У нас нормальная семья. Дома ничего подобного никогда не было. Я с ним разговариваю, что нельзя кусаться. Что мне делать, ведь меня нет рядом с ребёнком, когда он в садике?

Ответ: 

Дети кусаются, когда у них режутся зубы, когда они обижены или рассержены. Дома у Вашего малыша нет повода кусаться: Вы его понимаете без слов, не претендуете на его игрушки. А в группе все маленькие, все только учатся говорить и не умеют уступать, всем нужна одна и та же игрушка. Поэтому в ход могут пойти и зубы. Учите сына выражать словами свои желания: «Дай-дай», «Уйди», «Нет-нет», «Не хочу», «Ай-ай», сопровождая эти слова выразительной мимикой и жестами. Объясняйте мальчику чувства других детей: «Диме нравится его машинка», «Катя плачет, ей больно. Пожалей Катю!» Иногда родители, играя с ребёнком, в шутку его «едят», слегка покусывая, и малыш воспринимает укусы, как забаву и выражение любви. И тогда он может кусать того, кто ему симпатичен. Исключите подобные игры. Могут быть и другие причины «кусачести». В любом случае, ищите выход из ситуации совместно с воспитателями Вашего малыша.

Ирина Родионова,
детский психолог 

 "Новоуральская газета" №8, 2012 год




Нравится


Комментарии

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Комментарии ВКонтакте