Трудно высказать, и не высказать…

Устами младенца глаголет не только истина, но и искренние, непосредственные чувства. Яркое проявление ребёнком эмоций порой вызывает беспокойство и растерянность у родителей. Когда ребёнок визжит, хохочет, кричит, рыдает, топает ногами, это утомляет, раздражает, ставит в неловкое положение перед окружающими. Мы выросли преимущественно в традициях подавления негативных эмоций и сдержанного проявления позитивных. Но современные мамы и папы в курсе, что нельзя подавлять эмоции, от этого возникают разные комплексы и даже заболевания. Так что, пусть малыш проявляет свои чувства, как хочет? Или, всё-таки, воспитанного ребёнка должно быть не видно и не слышно?

Ребёнок живёт эмоциями. Что на душе, то и на лице, и в словах, и слезах, и смехе Маленькие дети часто не могут справиться  со своими чувствами, которые пусть не такие глубокие, как у взрослых, но более острые и внезапные. Ребёнок иногда пугается собственных эмоциональных проявлений и не знает, как себя вести, как успокоиться. Его можно научить  простым способам «отреагирования» негативных эмоций:

- можно поколотить «подушку-капризушку», когда разозлился;

- покричать в «сердитый» стаканчик или мешочек, если хочется кричать и ругаться;

- нарисовать своё плохое настроение и порвать рисунок на мелкие кусочки;

- надевать  специальную «шапку-невидимку», когда  хочется, чтобы никто тебя не видел и не трогал;

- выдувать мыльные пузыри, представляя, что это плохое настроение, злость или обида улетает и лопается.

Можно придумать и свои способы. Но надо помнить, что обучать им нужно не в момент эмоциональной вспышки, а когда ребёнок в хорошем настроении и может освоить тот или иной способ в виде игры. Можно кратко объяснить, что если так сделать, когда разозлился или обиделся, то быстро успокоишься. А в нужный момент напомнить, как можно поступить. С ребёнком постарше полезно поделиться собственным опытом борьбы со стрессом, более взрослыми способами саморегуляции, например, послушать музыку, посмотреть любимый фильм, принять душ, прогуляться, сделать специальные физические упражнения и т.п.

Наш «великий и могучий» русский язык содержит огромное количество слов, обозначающих чувства, но мы используем ничтожную их часть. Не принято как-то разговаривать на языке чувств. А ведь это один из способов научиться понимать свои переживания, управлять эмоциями и научить этому ребёнка. Даже с двухлетним малышом можно погримасничать перед зеркалом, изображая страх, удивление, восторг и называя эти эмоции. Рассматривая иллюстрации к сказкам  можно обратить внимание, что зайка обиделся, а волк разозлился, что колобок – жизнерадостный, весёлый, а бабушка – грустная и т.п. 

Вот малыш надулся и молчит, смотрит исподлобья. Ему не хватает слов, чтобы передать свои переживания, но мама может «озвучить» чувства ребёнка за него: «Я обиделся, не хочу разговаривать. Ещё хочу поиграть, а вы не разрешаете. Мне очень обидно». Когда родители рассказывают ребёнку о своих чувствах, он лучше понимает мотивы их поступков: «Я испугалась, когда ты спрыгнул со стола – ты мог ушибиться. Я очень за тебя испугалась», «Я сержусь. Мне не нравится, что игрушки разбросаны. Меня это раздражает». Малыш  невольно перенимает манеру родителей  открыто  говорить о любых чувствах, используя приемлемую лексику. Это помогает ему адекватно проявлять  самые разные эмоции и легко высказываться о том, что у него на сердце.

 

Уважаемые  читатели! В рубрике «Семейный совет» вы можете задать  вопрос детскому психологу, ответ на который будет опубликован  в одном из выпусков  нашей газеты.  Вопросы можно задать по телефону: 6-28-35.

Вопрос: Мой сын, ему 6 лет, рисует только чёрным карандашом, вернее простым. Красками рисовать тоже не любит. Я знаю, что тёмные цвета в рисунках – это признак какого-то неблагополучия. Но по моему сыну этого не скажешь. Может быть, я чего-то не замечаю?

Ответ:

Преобладание тёмных цветов в детских рисунках действительно  может указывать  на наличие эмоциональных проблем. Но только на основе этого признака преждевременно делать какие-то выводы. Соберите рисунки Вашего ребёнка и покажите их специалисту. При анализе детского рисунка кроме цвета психолог оценивает содержание изображения, характер линии, пропорции, расположение, детали или их отсутствие и т.д. Но и этого недостаточно: нужно  наблюдать за поведением и настроением ребёнка, беседовать с ним, чтобы картина стала более ясной. И ещё некоторые соображения. Среди художников есть живописцы, и есть графики: для одних важнее цвет, для других – линия. Может быть, Ваш сын относится ко вторым. Кроме того, энергичные и подвижные мальчики не любят раскрашивать и вырисовывать детали. Им не нравится ждать, когда краски подсохнут. Поэтому они предпочитают рисовать простым карандашом, ручкой или чёрным фломастером, при этом рисунки у них получаются чёткими и динамичными.

Родионова Ирина
детский психолог

"Новоуральская газета" №14, 2012 год

 




Нравится


Комментарии

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Комментарии ВКонтакте