Пресса под прессом? Часть 2.
- [ 12.09.2012 | 
- Комментариев: 0
-  | Просмотров: 4453 | 
- История и люди  ]
И еще одно СМИ, в создании которого мне посчастливилось поучаствовать – городское телевидение. Если бы вы знали, как мы начинали!.. А начинали мы с кабельных сетей. Тут необходимо пояснение для молодежи: тогда, в конце восьмидесятых, в городе существовали так называемые видеосалоны, располагавшиеся либо в бывших торговых павильонах, либо в квартирах, либо… Словом, везде, где можно было поставить телевизор, видеомагнитофон и разместить от десяти до ста человек зрителей. «Крутили», как правило, боевики с Брюсом Ли и Чаком Норрисом, эротику с Эммануэль, ну и т.д. Качество было, сами понимаете какое…
На смену видеосалонам пришли районные студии кабельного телевидения, т.е. можно стало тех же Брюса Ли и Чака Норриса смотреть на домашнем телевизоре, заплатив по теперешним ценам что-то около ста рублей в месяц. Студии располагались, как правило, в колясочных многоэтажек и обслуживали несколько близлежащих домов. При горисполкоме была даже создана ассоциация кабельного телевидения, когда власти решили, точнее, разрешили редакции городского радио выпускать собственные информационные пятнадцатиминутки в видеоформате.
Собственной аппаратуры у нас тогда еще не было, мы ее арендовали в ДК УЭХК. Это были: видеокамера, два видеомагнитофона и два телевизора вместо мониторов. Отсняв материал, мы с Сашей Каменецким шли в ДК монтировать программу. Монтировали «в стык», т.е. переписывали с одного магнитофона на другой кусками. Никаких нынешних прибамбасов, естественно, не было. Через два-три часа этого, с позволения сказать, монтажа мы переписывали исходный материал на пять кассет, и я развозил его по видеостудиям. Если на оригинале наше «кино» еще хоть как-то смотрелось, то после «прокачки» его кабелями в домах, это было уже совсем другое «кино». Вместо зеленого цвета на экране был красный и т.д. И все же это было первое СВОЕ телевидение, которое все смотрели с удовольствием.
В апреле 1991 года наш главный Валентина Харитонова выбила-таки из властей два миллиона рублей на покупку полупрофессиональной студии формата SVHS. По тогдашним меркам бешеные деньги. Когда мы поехали за ней в Екатеринбург, я попросил прокурорский РАФик. Тогдашний прокурор города Владимир Лавров сказал: «Возьми на всякий случай с собой охрану, я сейчас позвоню в милицию, распоряжусь, чтобы выделили тебе сержанта с пистолетом.… Нет, лучше с автоматом». Вот так мы и привезли в редакцию первую настоящую студию, на которой можно было снимать более или менее приличное «кино». Снимать-то было можно и даже с какими-то видеовыкрутасами, но видеомагнитофоны студий «прокатчиков» не «читали» формат SVHS, так что нам все равно приходилось в ущерб качеству картинки переписывать наши «шедевры» в бытовой формат, и вместо зеленого на телеэкранах горожан был красный или синий.
Конечно, ни о каком прямом эфире, ни о каких ток-шоу не было и речи. Зато был азарт, интерес и желание работать, не считаясь со временем и не думая о зарплате. Ведь и «Вестник», и телепрограммы мы делали, как говорится, в свободное от основной работы (выпуска радиопрограмм) время. Случались и курьезы. Поскольку мы были, так сказать, официальным СМИ, то, естественно, «прайм тайм», как теперь говорят, предоставлялся учредителям. А учредителем у нас был ГК КПСС. Представитель горкома мог прийти в любое время и озвучить, а в данном случае и показать, любые «руководящие документы». В то время завотделом пропаганды и агитации был Николай Павлович Шарапов. Умница, не бюрократ, но любитель поговорить (люди старшего поколения помнят его пламенные речи с трибуны Красного дома).
И вот, приходит он ко мне на запись. «Камера, микрофон!» Поехали… Я задаю вопросы, а он, вместо того, чтобы просто ответить на них, начинает мне читать лекцию по марксизму-ленинизму. Перебивать бесполезно, поэтому я мигаю оператору, мол, снимай, потом вырежем. Конец интервью, говорю Шарапову: «Николай Павлович, что будем убирать?»
-А что, надо что-то убирать?
- Вы наговорили на сорок минут, а у нас вся программа – полчаса.
- Ну, так оставь меня одного, только не очень «режь». А остальное? Ну, завтра покажете, что ли…
И все-таки, при всех его партийных заморочках, это был очень коммуникабельный, легкий в общении, интересный человек.
Любили мы тогда в редакции и пошутить, разыграть читателя-слушателя-зрителя, особенно первого апреля. Помню, приехал в отпуск мой бывший одноклассник, как две капли воды похожий на Элтона Джона (с.м. фото). И я ему предложил поучаствовать в первоапрельской шутке - и в газете, и на ТВ. Сделали в студии несколько снимков с якобы его дисками, а потом сняли интервью (по-английски Витя говорил свободно - два года стажировки в Англии). Особо дотошные читатели и зрители нас, конечно, раскусили и заметили подставу, но остальные-то… Да не может быть! Да как вы ему сделали пропуск!.. Словом, повеселились от души.
Я думаю, этот разговор о прессе мы еще продолжим, если вам, читателям, будут интересны наши журналистские байки.
Сергей Антонов
"Новоуральская газета" №35, 2012 год