Владимир Машков: "Мы до сих пор ищем подходящую модель государственного устройства"

Увеличить– В стране все еще идет поиск подходящих моделей государственного устройства, функций и полномочий регионов, – считает мэр г. Новоуральска Свердловской области, член Попечительского совета «Регионов России» Владимир Машков. Действующий политик прокомментировал вопрос о передаче дополнительных полномочий регионам. 

Прокомментируйте, пожалуйста, высказывание вице-премьера Аркадия Дворковича на пленарном заседании Красноярского экономического форума о «бессмысленности» передачи дополнительных полномочий регионам. 

– Во-первых, надо определиться, о каких полномочиях идет речь – о политических, экономических или каких-то других. По-видимому, Дворкович, рассуждая о «бессмысленности» передачи полномочий регионам, имел в виду большей частью экономические полномочия. 

Президент Б.Н. Ельцин очень некорректно высказался в свое время: «Берите полномочий, сколько хотите или сколько переварите». После известной фразы Ельцина много чего случилось. Регионы бросились брать полномочия, переделывать Конституции. В одной из Конституций даже было право на отделение, на выход из РФ. Кто-то перестал платить налоги, кто-то на свой лад переименовал Госсовет, к примеру, была Государственная Дума Ямала. 

Затем пошел обратный процесс. На сегодняшний день все субъекты имеют наименование в соответствии с Конституцией, унифицированы все законодательные органы, везде действует жесткое требование платить налоги. Конституции соответствует все региональное и муниципальное законодательство. За этим внимательно следит Прокуратура и соответствующие органы. 

Однако в какой-то момент власти, видимо, поняли, что слишком перегнули палку в другую сторону, поэтому регионы стали просить дополнительных полномочий в тех или иных сферах, в том числе из-за того, что финансирование каких-то переданных из Федерации в субъект полномочий обеспечивалось не полностью. 

Таким образом, необходимо внимательно посмотреть, насколько переданные регионам полномочия соответствуют их потребностям и функциям. С другой стороны, обжегшись на молоке, мы дуем на воду. Поэтому нам сейчас надо найти какую-то середину в вопросе передачи полномочий. 

Кстати, в свое время мы были в Германии, в Дрездене – Дрезден находится на территории земли, которая называется Свободное государство Саксония. И это никого не коробит – есть единая Германия, и ни один регион не собирается из нее выходить. 

Вопрос о передаче полномочий в регионы дискутируется в Правительстве с 2011 года, когда Президент Дмитрий Медведев на Петербургском экономическом форуме назвал децентрализацию одним из условий развития страны. Нынешнее заявление Дворковича – это изменение политики Правительства? 

– О политике сейчас говорят очень много. Ведутся споры, как мы будем называться – русская нация или россияне. Все мы - граждане России, но, с другой стороны, встает вопрос о национальности. Если мы по-другому станем называть татарина или ингуша, они не перестанут от этого быть татарином или ингушом. 

Поэтому, отвечая на поставленный вопрос, мы должны исходить все-таки не из неких предполагаемых структур, которые все равно условны. К примеру, границы субъектов тоже очень своеобразно нарезались при большевиках в определенный момент под очередного героя гражданской войны или партийного деятеля, а потом он отправлялся в мир иной, и границы меняли. Думаю, что здесь нужно действовать с учетом исторических традиций. 

Вообще, побросавшись в разные стороны, мы сегодня пытаемся найти истину во всех этих вопросах и очень четко определиться с учетом нашего исторического опыта. В принципе, это нормально. Нормально и то, что в поиске находятся государственные деятели такого уровня, как Дворкович – я думаю, что он достаточно грамотный и умный человек, несмотря на его молодость. Идет поиск подходящих моделей, начиная с гражданства, государственного устройства, функций и полномочий регионов. 

Между правительственной рабочей группой и представителями регионов идет длительная дискуссия об объеме непрофинансированных полномочий. На Ваш взгляд, «создание министерств по отдельным регионам, компаний, госкорпораций» как «особых временных механизмов» – это удачная мера переходного периода? 

– В одно время госкорпорации критиковались со стороны ряда ведущих политиков страны. Владимир Путин в свое время отметил, что госкорпорации – это не плохо и не хорошо, это данность сегодняшнего времени. Когда в экономике происходили центробежные процессы, в том числе и определенный развал экономики, то госкорпорации – ГК «Ростехнологии», ГК «Росатом» – взяли на себя очень серьезные функции по обеспечению деятельности стратегических направлений страны, а это энергетика, оборонный комплекс, ядерная безопасность страны. Поэтому я думаю, что «особые временные механизмы» – это действительно данность сегодняшнего дня. Посмотрим, что будет дальше. 

В советское время был опыт создания региональных министерств – Хрущев придумал совнархозы, потом их вместе с Хрущевым убрали, хотя в их работе, до определенной степени, был и положительный опыт. Поэтому сегодня Министерство регионального развития может пойти по принципу создания подобных министерств в региональных правительствах и выстроить их условную цепочку, чтобы в уровневой системе государственной власти, и федеральной, и региональной, не было несостыковок. 

Владимир Путин считает, что нельзя передавать на региональный уровень полномочия по контролю в сфере здравоохранения, трудового законодательства и продовольственной безопасности, по фитосанитарному контролю, а также по техническому надзору. Насколько обоснованной можно считать позицию Владимира Путина? 

– Я бы вообще начал с вопроса обеспечения безопасности страны, внешней и внутренней – это функции, которое государство должно обеспечивать в первую очередь. Во-вторых, я бы добавил те функции, о которых сказал Президент. Особенно в части здравоохранения – речь идет о жизни и здоровье людей. Это не значит, что у нас не должна развиваться частная медицина, но государство должно держать эту сферу под контролем. К сожалению, мы можем наблюдать печальный опыт других стран. Недавно были очень жесткие, тяжелые наступления на Великобританию по поводу тех безобразий, которые творятся в медицине, казалось бы, настолько щепетильной и знаковой державы. Таким образом, эту функцию надо держать под контролем, тем более, у нас система здравоохранения требует очень серьезных вливаний, в том числе со стороны федерального центра, и, естественно, контроля за расходом этих средств. Что до надзорных функций, их однозначно должно выполнять государство. 

gosrf.ru





Нравится


Комментарии

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Комментарии ВКонтакте