Проблемы в современном образовании

УвеличитьЗампредседателя Комитета Госдумы по образованию Олег Смолин в рамках радиопрограммы «Позиция» рассказал о проблемах в современном образовании.

Ведущий:

-У микрофона Игорь Измайлов. Депутат Государственной думы, член фракции «КПРФ», зампредседателя Комитета Госдумы по образованию у нас в гостях. Давайте начнём с того дела, которым Вы живёте, – с образования. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016 - 2020 годы. Согласно этому документу сократится число вузов на 40%, а их филиалов на 80%. О чём идёт речь? 

О. Смолин:

- Собираются часть вузов закрыть, а часть – соединить между собой. Когда Егор Гайдар в начале 1990-х предложил закрыть в России половину вузов и сказал, что у нас слишком много вузов и людей с высшим образованием, мы говорили, что это лихие 90-е – теперь мы говорим, что это счастливые десятые. Самое интересное, что программу уже начали реализовывать, ещё до наступления 2016 года. Если когда-то говорили: пятилетку – в четыре года, то теперь предлагают пятилетку в два года, и за два года предполагается закрыть половину филиалов. 

Ведущий:

- Закрыть – не открывать. Давайте сначала: когда был подготовлен документ, когда Вы о нём узнали? 

О. Смолин:

- Он был подготовлен в конце прошлого года, но исполняться наиболее активно начал с текущего лета. До образовательного сообщества он дошёл именно к этому времени. Мы живём по принципу: пока гром не грянет, мужик не перекрестится. И, хотя в Госдуме я уже много раз незлым словом поминал этот документ, но мне предстоит выступление от имени фракции, в которой я работаю, и я собираюсь целиком посвятить выступление этому документу. 

Первое: за качество образования нужно бороться. К сожалению, у нас до сих пор осталось некоторое количество вузов, которые изображают образование, а на самом деле торгуют дипломами, их немного, но какое-то количество осталось. В индивидуальном порядке их нужно закрывать. 

Я задавал вопрос в Госдуме, но не получил ответа: кто, с какого потолка, с помощью какого пальца изобрёл цифры 40% и 80%? Ответа, естественно, нет. Я думаю, что кто-то в каком-то кабинете их придумал, методом так называемой экспертной оценки и шарахнул в эту концепцию. 

Что мы получим в результате реализации этой программы? В период экономического кризиса мы получим большое количество молодёжи на улице, не имеющей ни работы, ни возможностей учиться. В Думе был совет по негосударственному образованию, и нам рассказывали несколько историй. Город Новоуральск, закрытый город, сейчас там очень высокая безработица. Глава администрации уговаривает вуз не закрывать там свой филиал, поскольку молодым ребятам нечем и без того заниматься. Московская область, филиал другого вуза, продвинутого, считающегося одним из лидеров российского образования – ректор, понимая, что сейчас такие времена, сам собрался закрывать филиал, его глава района уговаривает этого не делать, потому что у последнего будут большие проблемы. Представим себе, что эта программа реализована. У нас несколько сотен тысяч молодых людей, не имеющих возможности получить рабочие места, параллельно теряют возможность учиться. Государство в период кризиса не досчитывается денег в бюджете, потому что все эти люди плохо или хорошо, но за образование платили, а вузы платили налоги. Мы помним, что, согласно экономической социологии, люди с высшим образованием в среднем создают вдвое больше валового внутреннего продукта на душу каждого из таких людей, чем люди, этого образования не имеющие. Но мы не думаем, что кризис будет бесконечным, нам нужны будут работники достаточно квалифицированные: пожилые люди уйдут, молодых мы не досчитаемся. 

Безработица потребует дополнительных средств, люди встанут на биржу труда, им нужно платить деньги из бюджета – хоть пособие и нищенское, но оно есть. Перевести всех этих ребят в среднее профессиональное образование не удастся, потому что не везде есть колледжи, учреждения среднего профессионального образования. Они у нас по Конституции общедоступны и бесплатны, и если брать туда дополнительных ребят, надо платить из бюджета, а бюджеты пустые. 

Молодёжь – горючий материал. Всем мало-мальски грамотным политикам понятно: в эпоху кризиса молодёжь нужно максимально держать в аудиториях или старших классах. 

По материалам rusnovosti.ru





Нравится


Комментарии

У вас недостаточно прав на публикацию комментария

Комментарии ВКонтакте