Известный проект Росселя превратился в «скелет в шкафу» Куйвашева

УвеличитьК свердловским властям есть не только политические претензии (проиграли выборы в Екатеринбурге), но и экономические. Бюджету все хуже, а новым налогам взяться неоткуда – подъема промышленности не происходит. Характерный пример - новоуральский завод «Автомобили и моторы Урала». Неоднократные заявления свердловских властей о поиске новых инвесторов для предприятия до сих пор так и остались словами. Вместо нового производства отсюда по-прежнему продолжают вывозить металлолом, а семь сотен бывших сотрудников вот уже второй год не могут получить окончательного расчета. От огласки ситуацию спасает только то, что автомобильный завод находится на территории ЗАТО, и доступ туда ограничен. Что происходит сейчас на обанкротившемся активе любимчика Эдуарда Росселя и вокруг него — в нашем материале.

Евгений Куйвашев - уже третий губернатор Свердловской области, который пытался решить проблемы АМУРа. Эдуард Россель помог топ-менеджеру банка «Северная казна» (в 2008 году поглощен «Альфа-групп») Павлу Чернавину сначала восстановить на этой бывшей авторизованной площадке Завода им. Лихачева производство машин, потом — заключить контракт с индусами по производству среднетоннажных грузовиков Tata. Россель лоббировал на уровне правительства РФ проект сборки китайских грузовиков FAW, внедорожников Landmark и легковушек Geely, но так и не смог преодолеть сопротивление в правительстве Виктора Зубкова. Следом за ним Александр Мишарин добился миллиардного контракта от Минобороны РФ на ремонт армейских грузовиков и едва не заполучил контракт на сборку грузовиков с французской Renault. Но не вышло.

Весной 2010 года на АМУРе было введено внешнее управление (в реестр включено 39 требований кредиторов на сумму 3,8 млрд. рублей). С января 2012 Арбитражный суд Свердловской области запустил на предприятии конкурсную процедуру по ходатайству двух кредиторов - «Уральского банка реконструкции и развития» (УБРиР) и «Внешторгбанка» (ВТБ). К концу весны того же года на заводе свернули последнее производство — сборку грузовиков Tata (аналог Mercedes-613), отправив более 700 рабочих на улицу. Требуя погасить многомиллионные долги по зарплате, люди в августе и сентябре 2012 года устроили две волны голодовок. Одновременно в свердловском арбитраже стартовал процесс по иску Минобороны РФ к АМУРу с требованием вернуть 723 млн. рублей, направленных на модернизацию ЗИЛов.

То, что новый глава региона в такой ситуации подключился к решению проблемы, выглядело вполне логично. 12 октября департамент информполитики свердловского губернатора рапортовал: «Губернатор Евгений Куйвашев направил письмо в адрес мэра Москвы Сергея Собянина, в котором предлагает разместить автосборочное производство ОАО «Завод им. И.А.Лихачева» на площадях ЗАО «АМУР», находящегося в стадии банкротства. На ЗИЛе техническую возможность локализации производства в Свердловской области подтверждают».

Следующее сообщение датировано 19 февраля 2013 года: «Губернатор Евгений Куйвашев (в ходе делового визита в Японию) обсудил возможности сотрудничества в вопросах организации производства автомобилей, мотоциклов, кооперации в сфере энергомашиностроения с управляющим директором, членом совета директоров автомобильного концерна «Хонда Мотор Ко» Фурисико Ике». В том же релизе проговаривалось, что японцы вскоре приедут в Свердловскую область и «губернатор лично представит различные варианты размещения автосборочных производств этим передовым японским концернам».

Одновременно сообщалось, что Свердловская область, минпромторг РФ и корпорация «Уралвагонзавод» подписали соглашение о частичном размещении производств УВЗ на производственных площадях АМУРа, под которыми подразумевалось совместное предприятие с Bombardier по выпуску вагонов метро.

Сейчас можно констатировать — ни один из заявленных проектов не реализован. Пресс-служба компании ЗИЛ заявила об отсутствии заинтересованности в площадке АМУРа еще в конце 2012 года. В июне 2013 года стало известно о срыве договоренностей с УВЗ. Японские автопроизводители также не проявили активности и, по слухам, отказались от перспективы развертывания производства в Свердловской области. По крайней мере, депутат Госдумы РФ Александр Бурков, сопровождавший Куйвашева в поездке в Японию, затруднился с ответом на вопрос, продолжились ли переговоры. А глава Новоуральска Владимир Машков заявил: «Представители Японии в Новоуральск не приезжали».

«Для реализации проектов по созданию крупносерийного производства легковых автомобилей на этой промплощадке компаниям пришлось бы направить серьезные инвестиции на приобретение технологической линии для окраски кузовов автомобилей. К сожалению, инвесторы не были готовы к дополнительным затратам без гарантированных рынков сбыта своей продукции на территории региона и России в целом»,— объясняют причины прохладного отношения инвесторов в свердловском минпроме.

Депутат свердловского Заксобрания, новоуралец Денис Сизов куда более категоричен. Он прямо называет заявления о поиске инвесторов «предвыборным пиаром» (в октябре 2012 года в числе прочих избирали новых глав Новоуральска и Нижнего Тагила): «То, что Куйвашев говорил, - это полное ***. Надо было создать положительный фон — его создали и на этом успокоились. А то, что весной на заводе последние трубы отопления срезали, и до сих пор перед 700 рабочими долги по зарплате не погашены до конца, это уже никого не волнует», - негодует депутат. На днях Сизов, по его словам, направил запрос на имя руководителя свердловского управления Службы судебных приставов Сергея Щебекина, составленный на основе непогашенных исполнительных листов бывших сотрудников АМУРа, продолжающих ждать положенных выплат.

Продолжающий наведываться на предприятие раз в несколько месяцев гендиректор АМУРа Юрий Афанасьев с позицией Сизова относительно «политической подоплеки» повышенного внимания к заводу на протяжении всего последнего года полностью согласен: «Я и тогда говорил, что все это ерунда, никто не придет. Ситуация какой год назад была, такой она и осталась. А с учетом того, что процедура банкротства в России небыстрая, будет оставаться [такой же] еще долго». И Сизов, и Афанасьев оценивают перспективы промплощадки как более чем туманные.

Машков с этим не согласен. По его словам, свердловские власти по-прежнему держат руку на пульсе: «На днях на АМУРе был профильный вице-премьер [Александр Петров]. Я беседовал с председателем правительства [Свердловской области Денисом] Паслером, также затронули тему АМУРа».

В ближайшее время закончится «выяснение отношений с кредиторами» и до конца года имущество завода выставят на торги. «Интерес к нему есть»,— уверяет градоначальник. И перечисляет среди интересантов китайских автопроизводителей (ранее назывался Lifan) и промышленную группу с российскими корнями, «сконцентрировавшую активы в Европе» и занимающуюся выпуском среднетоннажных грузовиков. «Один из европейских производителей легких коммерческих автомобилей средней грузовой объёмности рассматривает возможность приобретения имущественного комплекса предприятия в рамках процедуры банкротства для размещения там своего сборочного производства»,— почти точь-в-точь повторяют слова Машкова в минпроме.

Главный вопрос сейчас - это цена активов, по которым они будут выставляться на аукцион: «Справедливая цена, по разным оценкам, где-то 400-500 млн. рублей», — полагает Машков. Второй пункт, требующий решения, - вынос промплощадки за территорию ЗАТО, что облегчит доступ к ней. «Этот вопрос тоже обсуждается, но уже на другом уровне»,— подытоживает глава Новоуральска.

Впрочем, даже по его словам, вернуть жизнь на завод удастся не раньше, чем через год после продажи. И вопрос не только в том, что оборудование демонтировано и продано на металлолом — «стены остались, энергетическая инфраструктура осталась», просто: «Предприятие создавалось под выпуск ЗИЛ-131 и ЗИЛ-157. С тех пор технологии производства автомобилей ушли далеко вперед». Вопрос, насколько свердловские власти готовы способствовать возобновлению и модернизации производства, не оглядываясь на выборы.

znak.com





Нравится


Комментарии

У вас недостаточно прав на публикацию комментария

Комментарии ВКонтакте