Росатом лишает поддержки ЗАТО

УвеличитьГоскорпорация отнимет последнюю надежду на допфинансирование.

Главы закрытых городов требуют сохранить дополнительное финансирование от ГК «Росатом» в рамках статьи 5 федерального закона о ЗАТО. Хотя нормативный акт фактически не действует, муниципалы уверены, что ликвидация его без введения альтернативных мер поддержки приравняет ЗАТО к рядовым городам, оставив от ранее выгодного статуса исключительные минусы. Переговоры на федеральном уровне о сохранении мер поддержки со стороны госкорпорации обещают затянуться еще минимум на месяц. Единственное, чего пока удалось достичь некоторым городам, – сохранения регионального соглашения с «Росатомом», хотя призрачные объемы его финансирования вряд ли перекроют транши в сотни миллионов рублей, которые сулил закон «О закрытых территориальных образованиях».

После обращения в Госдуму Ассоциации глав ЗАТО рассмотрение проекта об отмене 5 статьи федерального закона было приостановлено. Основанием для отмены статьи принятого более 20 лет назад закона было ее фактическое неисполнение. Закон предусматривал дополнительное выделение в муниципальные бюджеты со стороны предприятий «Росатома» 10% от суммы затрат на строительство производственных объектов (сверх сметы), а также отчисление 1% от суммы полученного ими оборонзаказа для дополнительного финансирования программ здравоохранения и экологии. Как отмечают главы уральских ЗАТО, теоретически это могли быть весьма приличные суммы, исчисляющиеся сотнями миллионов рублей (поскольку сумма оборонзаказа секретна, точных данных не приводят). Основной причиной неисполнения финансовоемкой статьи закона было отсутствие порядка финансирования.

«Ассоциация ЗАТО еще в середине 2013 года разработала порядок. Его направили в федерацию, но ответа так и не получили. Были разные альтернативные предложения. Мы бы хотели получать средства в рамках целевых программ под конкретные объекты», – рассказала заместитель главы администрации Лесного по экономике Татьяна Гордеева.

После попытки муниципалов наконец наладить финансирование в Госдуме, возможно, не без участия «Росатома», появился законопроект о ликвидации статьи 5 федерального закона о ЗАТО. Для городов Урала, которые составляют половину ЗАТО госкорпорации, инициатива перечеркнула едва ли не последнюю надежду на рост господдержки. Благодаря последовательной политике «Росатома» по избавлению от непрофильных активов, среди которых значительная часть – объекты соцсферы, нагрузка на муниципальные бюджеты в течение последних лет увеличилась. Доходы же, наоборот, сократились.

Особо обеспокоил руководителей уральских ЗАТО переход в 2014 году медицинских учреждений на систему одноканального финансирования. Если ранее медсанчасти этих городов получали средства через Федеральное медико-биологическое агентство и ФОМС, то по новым «дорожным картам» предлагался вариант обеспечения, в основном, за счет средств ОМС. Однако узнали об этом в муниципалитетах в ноябре, когда бюджет фонда медстрахования был уже поделен. В результате в Трехгорном более чем в 1,5 раза возможно сокращение коечного фонда в медчастях, в том числе в 2 раза – коек в роддоме, ожидается закрытие детского бассейна в одной из больниц. Урезан фонд зарплаты персонала.

«Никто, кроме Северска, подготовиться к переходу не успел. Мы не против одноканального финансирования в целом. Сейчас переходный период. Вопрос дополнительного финансирования решается сейчас на федеральном уровне. У нас тоже были срезаны деньги на медицину. В некоторых городах даже начались увольнения врачей», – делился глава Новоуральска Владимир Машков.

Закрытые города направили в адрес председателя правительства РФ обращения о необходимости дополнительной поддержки. Критическая ситуация еще раз напомнила муниципалам о необходимости сохранения и реального исполнения статьи 5 закона о ЗАТО, которая дает возможность получать 1% от суммы оборонзаказа градообразующих предприятий «Росатома» на здравоохранение и экологию.

Для свердловских ЗАТО в отличие от челябинских, для наполнения бюджетов есть дополнительный инструмент в виде регионального соглашения с «Росатомом». В этом году действие документа пролонгировано, хотя надежды на получение крупных сумм в бюджет у муниципалов тают на глазах. В 2013 году первоначально сумма дополнительного перечисления средств от уплаченных налогов доходила до 500 миллионов рублей на 3 города (Лесной, Новоуральск и Заречный). Однако, по итогам минувшего года, города получили лишь по 48,5 миллиона рублей. В 2014 году Свердловская область получит дополнительно более миллиарда рублей от «Росатома». В проекте соглашения региона и госкорпорации на текущий год фигурировало выделение 758,5 миллиона рублей для проектов развития Новоуральска и 287 миллионов на 3 города.

Значительно лучше на фоне остальных уральских ЗАТО выглядит Новоуральск. С 2011 по 2013 год его доходы выросли с 2,936 до 3,378 миллиарда рублей. Вблизи города планируется создать индустриальный парк, предприятия которого обеспечат занятость населения после увольнений с Уральского электрохимического комбината и дадут бюджету дополнительные налоговые доходы.

«Росатом» сейчас тщательно считает свои доходы и расходы. Все сводится к тому, чтобы давать деньги под проекты развития. Предложения от ЗАТО внимательно рассматриваются. Идет конкретная работа на федеральном уровне. В Свердловской области «Росатом» предлагает оставить ту схему финансирования, которая существует», – говорит Владимир Машков.

Для свердловских ЗАТО, получивших от дочек «Росатома» социальный комплекс, как показала практика, существующий вариант распределения средств госкорпорации ожидаемых результатов не приносит. Потому и фактическое приведение в действие статьи 5 федерального закона о ЗАТО актуальности не теряет. Вопрос об изменениях в закон, как ожидают в администрациях закрытых городов, на федеральном уровне должен решиться в течение 1-2 месяцев.

pravdaurfo.ru





Нравится


Комментарии

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Комментарии ВКонтакте