Мэры пожаловались на «Росатом» и кризис в ЗАТО

УвеличитьГосчиновники оставили муниципалитеты без дополнительных поступлений от корпорации.

Города ГК «Росатом» требуют усиления поддержки госкорпорации. Выделенные в ходе реструктуризации «дочки» предприятий атомного комплекса оказались нежизнеспособны в рыночных условиях. Госкорпорация оставила их без имущества, а границы ЗАТО лишили возможности привлекать инвесторов. Пока государственные чиновники вычеркнули дополнительные меры поддержки из новой версии закона о закрытых городах, программы развития на ближайшие годы муниципалитеты и предприятия вынуждены формировать самостоятельно, но, как уверяют главы, реализовать за собственный счет их вряд ли смогут. Денег от госкорпорации, вопреки многочисленным обещаниям, как не было, так и нет.

Перспективы развития в новых условиях муниципалы и руководители предприятий «Росатома» обсудили сегодня на организованном Уральской торгово-промышленной палатой совещании. Новая версия федерального закона «О закрытом административно-территориальном образовании», появления которой города присутствия госкорпорации ждали несколько лет, по словам чиновников, оказалась «сырой» и не учла большей части предложений.

«Мы закон в рамках Ассоциации ЗАТО разрабатывали в течение двух лет. Была хорошая концепция. В результате согласований она превратилась в декларацию. Все, что было существенное, что давало возможность развиваться, было вычеркнуто. Самыми главными экспертами в ходе согласований выступили Минфин, Минэкономики, Минрегионразвития. «Росатом» наши изменения, наоборот, поддерживал. Мы хотели определенных изменений по налогам не с точки зрения создания новых оффшоров, а с точки зрения сохранения средств, которые генерируются на территории ЗАТО», – рассказал «Правде УРФО» глава администрации Снежинска Вадим Абакулов.

Главы констатируют, что в ходе реструктуризации «дочек» «Росатома» нагрузка на местные бюджеты выросла в несколько раз: на муниципалитеты были сброшены социальные объекты, а приток НДФЛ снизился, так как зарплаты персонала, выведенного из состава градообразующих предприятий, упали в среднем в 1,5 раза. В Новоуральске успели оценить все «прелести» рыночного подхода госкорпорации к ведению бизнеса.

«Преобразования на «Уральском электрохимическом комбинате» начались с 2006 года. Численность сотрудников непосредственно на предприятии с того времени снизилась с 17 до 3 тысяч человек. Вместе с «дочками» сейчас – 11 тысяч человек. Среди них очень много пенсионеров, что несет дополнительную социальную нагрузку», – привел пример заместитель генерального директора по развитию неядерного бизнеса УЭХК Виктор Ковылин.

По тому же пути идут и другие уральские города «Росатома». В Лесном на комбинате «Электрохимприбор» в перспективе выделение производства гражданской продукции, на котором занято порядка 3 тысяч человек. Однако форма нового предприятия, которому и передадут эти функции, равно как и сроки реализации проекта, пока не определена. На 2014-2015 годы планируется вывод из ГК транспортного хозяйства, клининговой службы и энергетического комплекса, питающего значительную часть города. К работе с энергообъектами муниципалы стараются подойти с особой аккуратностью. В Снежинске уже успели набить шишки на создании энергокомпании из активов Российского федерального ядерного центра – ВНИИ технической физики.

«Проблемы с выделением нет. Есть крупное предприятие, которое выделилось 6 лет назад путем создания акционерного общества. Занимается тепло-энергоснабжением, обеспечивает всю инфраструктуру. Мы его создали в форме АО, где 51% у градообразующего предприятия, 49% – у муниципалитета. Но наделить его имуществом мы не можем, хотя уставный в капитал внесли 300 миллионов рублей. Объекты «Росатома» у него в аренде, муниципальные – частично в безвозмездном пользовании. Платят за все жители. Сейчас это проблема. Градообразующее предприятие снова послало документы на передачу в «Росатом». Дело не в госкорпорации. Мы, например, несколько лет не можем от госкорпорации в муниципалитет передать улицу. Предприятие ее освещает, чистит. Документы все в Росимуществе. Им вроде бы и не жалко, но согласование получить не можем. Государственная процедура очень длинная, растянутая законами до беспредела», – рассказал Вадим Абакулов.

Попытки создать энергохолдинг для управления активами предприятия в течение двух лет предпринимает новоуральский УЭХК. В настоящее время вопрос, по словам представителей компании, упирается в согласительные процедуры.

«Окончательные решения по нему еще не приняты. Сейчас идет активная проработка, но окончательная схема выведения активов УЭХК не согласована. Планы есть, но давайте дождемся решений тех людей, которые их принимают», – неуверенно предлагает заместитель генерального директора по развитию неядерного бизнеса УЭХК Виктор Ковылин.

«Во-первых, там никакого энергохолдинга не создается. Только в прессе пишут. Там не принято никаких решений. Кроме лозунга, ничего нет, никаких просчетов. Люди просто пиарятся», – заявил«Правде УРФО» вице-президент компании «ТВЭЛ» Вадим Сухих.

Имущественный вопрос, по признанию муниципалов, стоит едва ли не на первом месте при развитии выведенных из состава «Росатома» фирм и создании новых компаний в ЗАТО. Бизнесмены, как правило, хотят получить в собственность землю, которая в закрытых городах находится в федеральной собственности и, в лучшем случае, после длительных согласований будет передана только в аренду. Пустующие помещения градообразующих предприятий по вышеуказанным причинам также проблематично получить. По словам Вадима Сухих, на каждом предприятии «Росатома» имущественные вопросы решаются индивидуально. В собственность возможно получить объекты, находящиеся за пределами охраняемой зоны предприятия. К примеру, бизнес-структуры депутата Госдумы Валерия Язева приобрели два цеха УЭХК. Однако приобретение депутатом имущества «дочки» госкорпорации скорее исключение.

Попытку создания технопарка с участием администрации Лесного и Нижней Туры предпринял «Электрохимприбор», но получил отказ «Росатома» в предоставлении помещений. На комбинате уверены, что для поддержки бизнеса в ЗАТО молодым компаниям, выделившимся из состава градообразующего предприятия или созданным с его участием, необходимо на первые 2-3 года на льготных условиях предоставлять помещения.

«Положение усугублено тем, что города закрытые. Люди, которые высвобождаются вместе с активами, не приспособлены к рынку. Нужны эффективные руководители. Здесь уместно вспомнить опыт с компенсационными выплатами из бюджета для компаний ЖКХ, когда они из государственных превращались в частные. Сейчас «Росатому» неплохо бы создать фонд, который помогал бы выделившимся предприятиям», – предложил начальник отдела инновационных проектов Уральской торгово-промышленной палаты Григорий Вайнштейн.

«Росатом» в лице господина Сухих в ответ предложил бизнесменам «бегать поактивнее» и встречаться чаще. Льготы для выделившихся фирм и так есть в виде приоритетного права в течение первых 5 лет существования заключать годовые контракты с предприятиями «Росатома».

«Пока раздаются поручения о перераспределении налогов в пользу ЗАТО до 50%. Вопрос обсуждается о льготах при реализации инвестпроектов», – добавил Вадим Сухих в беседе с«Правдой УРФО».

Предприятия «Росатома» о 5-летних льготах не вспоминают, считая, что сами по себе выведенные на самоокупаемость активы в большинстве случаев окажутся на грани рентабельности. Выход на аутсорсинг не устраивает ни бывший персонал компаний, ни руководство муниципалитетов. Обманчивость схемы оценили в соседнем с Лесным – Качканаре.

«У нас моногород. Положение зависит о работы Качканарского ГОКа. ГОК занимается аутсорсингом, но фальшивым. Заказы (бывшим подразделениям обогатительного комбината. – Прим. ред.) он дает по цене ниже рыночной. Это потенциальное банкротство. Если предприятие выводится, год-два ему нужно помогать», – поддержал атомщиков глава Качканара Сергей Набоких.

Одним из немногих инструментов поддержки для ЗАТО остается создание бизнес-инкубаторов и индустриальных парков. Хотя и здесь не обходится без трудностей. По словам главы Заречного Василия Ланских, под бизнес-инкубатор в муниципалитете выделено всего 3 гектара земли, которые уже полностью освоены. Под развитие новых предприятий нужны участки, хотя в относительно открытом Заречном их получить проще в сравнении с ЗАТО.

Незначительные надежды на развитие бизнеса в ЗАТО имеют в связи с программой поддержки ОПК до 2020 года, которая предусматривает инвестиции в малые предприятия. При этом гарантий обронзаказа после указанного срока нет.

«На сегодняшний день у нас на предприятии работает около 9,6 тысячи человек, а целевой показатель занятых гособоронзаказом порядка – 6-6,5 тысячи человек. Остальных институт как организация, занятая и прочими работами, прокормит сам либо выведет их из состава в отдельные предприятия. Инвестиции в выпуск гражданской продукции растут. Если в прошлом году было 2,3 миллиарда рублей, то в этом – 3,2 миллиарда», – говорит глава администрации Снежинска.

Возможности добиться господдержки у бывших предприятий «Росатома» все же есть. По словам вице-премьера по промышленности Свердловской области Александра Петрова, сегодня внесено предложение о создании при президенте совета по промышленности, «где у атомщиков есть все шансы войти и решать свои проблемы».

pravdaurfo.ru





Нравится


Комментарии

У вас недостаточно прав на публикацию комментария

Комментарии ВКонтакте