Новые правила госзакупок: «Конь не валялся, но это не беда!»

УвеличитьЮристам и экономистам местных администраций не до предновогодних хлопот. С 1 января 2014 года в силу вступает новый закон о Федеральной контрактной системе. Пока все по-русски: до времени Ч остались считанные дни, готовность — нулевая. В Арамили с ног сбились в поисках ответственных, а в Верхней Салде вообще не исключают остановку закупочного процесса. Грозит ли системе массовый сбой, а следом и заморозка инфраструктурных проектов и почему строить садики станет сложнее, а покупать дорогие игрушки нет — в нашем материале.

Несмотря на то, что до вступления в силу нового закона о Федеральной контрактной системе (ФКС) осталось меньше месяца, на местах — неготовность и паника. В отличие от «полуфабрикатного» 94-ФЗ, который регулировал только размещение заказа, новый ФЗ распространяется на весь цикл закупки — от планирования до анализа эффективности исполнения контракта.

«ФКС предусматривает новые инструменты, позволяющие снизить вероятность приобретения золотых унитазов, расширяется арсенал способов выбора поставщиков, в числе которых появились, например, двухэтапный конкурс и запрос предложений. Появляются официальные инструменты общественного контроля», — вкратце описывают новации юристы.

На местах тем временем — шок и трепет. Новых обязанностей — масса, а специалистов — не прибавилось, жалуются в администрации Арамильского городского округа.

«Если раньше со всем мог справиться один человек, то сейчас это нереально. Будет больше юридической работы, работы с техзаданиями, сметами и обоснованием цены. Теперь нужен специалист для приемки товаров и работ. И, видимо, все эти таланты должен совмещать один человек: дополнительных средств не предусмотрено», — поделился головной болью юрист-чиновник одной из районных администраций.

Кроме того, у каждого муниципального заказчика должен появиться свой специалист — контрактный управляющий, которого уже прозвали «мешком для битья»: видимо, ему, а не руководителям территорий придется отвечать за все нарушения при закупках.

«В администрации города сегодня каждый день планерки, - рассказал глава Арамили Владимир Герасименко. - Но готовность к переменам на данный момент — максимум 30%. Новшество настолько кардинальное, что я даже не могу сказать, сколько времени это займет», — отметил он.

Большую досаду у чиновников вызывает внимание законодателя даже к незначительным сделкам. «Если раньше контракты до 100 тысяч рублей можно было проводить без конкурса, то новый порядок это исключает», — добавляет Герасименко.

В итоге руководители муниципалитетов, которым нужно успеть сформировать контрактную службу и перечень закупочных мероприятий на год, предупреждают, что после Нового года процесс может встать. Переходный период, который законодатели пообещали соблюдать первые полгода, мало их утешает.

«До конца года нужно успеть завершить все процедуры, начатые по старой системе, в рамках 94-ФЗ, а уже с 1 января приступить к новой схеме. Насколько я понимаю, переходный период весьма условен. Поэтому нельзя исключать полной остановки процесса закупок», — разводит руками пресс-секретарь администрации Верхней Салды Владимир Мальцев.

Его начальник, глава администрации Игорь Оленев, в интервью местному изданию «Новатор», описал общее ощущение лаконично: «Нас ждут муки закупок и конкурсов».

30% готовности — еще не самый плохой вариант, говорят в бедных и удаленных территориях. «У нас готовность нулевая, конь еще не валялся. Ну, ничего, впереди еще есть время. Хотя, если идти по худшему варианту, то проблемы могут быть серьезные. Осуществить единичную покупку проще, а организовать сложный процесс с массой согласований и вводных, к примеру — построить садик, будет практически невозможно, пока система не заработает».

Глава Новоуральска Владимир Машков, впрочем, считает, что его коллеги несколько сгущают краски. «Не так страшен черт, как его малюют. Более 100 человек управленческого звена уже проходят обучение. Я вижу в новом законе больше плюсов, чем минусов. Будет больше финансовой дисциплины. Единственный минус — даже с небольшими сделками теперь действительно могут возникнуть сложности», — добавил Машков.

Неоднозначная реакция на новые правила игры и у бизнес-сообщества. По мнению президента Свердловского областного негосударственного фонда развития предпринимательства Владимира Лобока, 44-ФЗ может ухудшить и без того шаткое положение малого и среднего бизнеса. По новым правилам его доля в общем объеме государственных и муниципальных закупок должна составлять не менее 15% (ранее эта планка была на уровне 20%). Кроме того, по словам экспертов, требование об исполнении участниками трех и более контрактов в течение последнего года (эта информация призвана подтвердить добросовестность компании) значительно затруднит участие «малышей».

«Это не только дает преференции ряду участников закупок, но и может привести к росту злоупотреблений с их стороны», — отметил управляющий партнер юркомпании «Генезис» Артем Денисов.

Не согласен с этим депутат ЗакСО и глава региональной «Опоры России» Евгений Артюх. По его мнению, любые поползновения ущемить интересы небольших предприятий будут наталкиваться на жесткую реакцию антимонопольной службы.

«Я считаю, перемены нужные. Главная претензия к 94-ФЗ заключалась в том, что основным критерием доступа была цена, а победитель не гарантировал качество исполнения. В новом законе происходит усложнение механизмов отбора. На первое место ставится качество. Бизнесмены, которые раньше не участвовали в конкурсах из-за того, что не могли себе позволить демпинговать, наконец-то получат доступ к госконтрактам. К тому же, процедура становится более открытой, для надзора и обсуждения госзакупок будут создаваться общественные советы (для закупок объемом более 1 млрд. рублей — ред.)», — добавил Артюх.

Юридическое сообщество к новому ФЗ относится со скепсисом. Во-первых, ему еще предстоит пройти обкатку, чтобы выявить удачные и неудачные стороны. А, во-вторых, закон не исключает злоупотреблений.

«Антидемпинговые меры как несомненный плюс нового закона сведены лишь к увеличенному обеспечению в случае сильного снижения цены. В остальном же, как и прежде, остаются возможности использовать обжалование для борьбы с конкурентами и подачи заявок через фирмы-однодневки. Хотя, несколько лучше обстоит ситуация в части борьбы с недобросовестным исполнителем, появилась возможность одностороннего расторжения контракта. Чем, впрочем, также можно злоупотребить: она позволяет заказчику расторгать контракты с „неугодными“ поставщиками. 44-ФЗ не только заимствовал ряд проблемных моментов, существовавших в 94-ФЗ, но и добавил к ним свою собственную проблематику, причем ее решение теперь будет затруднено еще и в связи с отсутствием практики работы по новому закону», — констатируют юристы.

ura.ru





Нравится


Комментарии

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Комментарии ВКонтакте