Не зашло
- [ 24.10.2019 | 
- Комментариев: 0
-  | Просмотров: 1559 | 
- Городская жизнь  ]
Все, конечно, мы братья по разуму.
Только очень какому-то разному.
И. Губерман
- Максим Григорьевич, три недели назад в нашей газете вышел материал, посвящённый тем, кому до 25 – поколению Z. После его публикации в редакцию позвонили несколько человек, которым ваши взгляды на молодёжь показались довольно спорными.
- К упрекам в несоблюдении требований «поколенческой корпоративности» готов.Весьма готов. Однако я лишь хотел предложить тему для размышления.На подумать. Переотнестись к вещам привычным и безусловным.
- В этой связи – раз уж тема взаимного недопонимания вызвала такую реакцию – предлагаю разговор продолжить.Совершенно очевидно, что мы и наши дети – люди с разных планет. На каких примерах это можно увидеть и как объяснить?
- Да не вопрос. Пример первый– высшее образование. Как обязательное, с нашей точки зрения, условие удачной карьеры и облегчение достижения жизненных целей. Но. Последние опросы ВЦИОМа показали, что доля россиян, не считающих, что образование существенно влияет на их материальное благополучие, с 1991 г. увеличилась с 47 % до 70 %. А среди респондентов от 18 до 25 лет о преувеличенной значимости диплома сегодня говорят аж три четверти (!). ВУЗы всё чаще «не заходят» – всё реже входя в число мест на земле, где побывать обязательно.
А причины нарастающего скепсиса я вижу в следующем.
Российская экономика – которая больше не нуждается в таком количестве и качестве специалистов.
* Повсеместная низкооплачиваемость вузовских выпускников – зарплаты врачей и учителей стали уже притчей во языцех.
* Качество самого образования – вызванное потерей ориентации на рынок труда, неспособностью обеспечить личностный рост(и опять же – смехотворными зарплатами преподавателей ВУЗов).
* Резкое сужение горизонта планирования – когда молодой человек не видит отсроченный (на 4-6 лет учёбы)результат, а предпочитает мыслить и действовать в условиях «здесь и сейчас».
* Переориентация на перманентное образование – состоящее в непрерывном повышении квалификации с помощью различных курсов, тренингов и семинаров (в зависимости от текущей жизненной ситуации).
- Возможно, многие молодые ведут себя так из чувства протеста. Из желания отличиться от старшего поколения.
- Да нет. Речь идет не о пренебрежении «вышкой» как таковой, а о потере интереса к российскому образованию в его нынешнем состоянии. И несмотря на кажущуюся отстраненность от реального мира, «зеты» достаточно расчетливы и прагматичны.
Пример второй – преданность работодателю. Для нас единственная запись в трудовой книжке всегда являлась особой доблестью. Поскольку свидетельствовала о правильно сделанном выборе и беспрерывно нарастающем профессионализме. Особый случай – династичность. Как высший пилотаж. Когда «правильный выбор» объединяет членов семьи из разных поколений. Здесь, видимо, срабатывает мичуринский взгляд на трудовую селекцию – позволяющую развивать желательные качества в персонале через усиление полезных признаков от урожая к урожаю.
Тем не менее дело обстоит несколько иначе. Трудовое крепостничество, каким бы добровольным оно ни было,почти всегда приводит к механистическому исполнению обязанностей – когда все навыки доведены до автоматизма и отрабатываются почти на автопилоте, а нередко и к профессиональному выгоранию. Поэтому у «нынешних» оседлость уже не заходит. И количество записей в трудовой книжке у них вполне себе конкурирует с количеством отметок в загранпаспорте.
Что до трудовых династий, то их феномен зачастую обусловлен банальным нежеланием отправляться в свободное плавание одних членов семьи. И отпускать их туда – других. Что само по себе понятно и абсолютно нормально. Однако возводить жизненные обстоятельства в добродетель – несправедливо. Я против культа.
- Думаю, корни вашего второго примера не в мировоззрении работников, а в корпоративном пиаре. И прославление постоянства нужно, в первую очередь, работодателю.
- Согласен. Но последствия этого прославления достаточно серьезные –ведь мы начинаем верить, гордиться и чтить. Уже – сами. По-всамделешному.
Пример третий –дисциплина. О чём бы ни зашла речь, мы убеждены: без неё никак. Никуда. Ни крокодил не словится, ни кокос не отрастёт. Поэтому дисциплинированность у нас полагается сколь необходимым, столь же и достаточным условием для успешного продвижения по жизни. Вот только молодёжь этого уяснять никак не хочет. Видимо, в силу незрелости – полагает наше, зрелое, поколение. Ан нет, в силу нежелания подчиняться чужим установкам – полагаю я.
Способность подчиняться – качество безусловно удобное. Как для подчиняющих, так и для подчиняемых. Однако «центр принятия решений» при этом оказывается безжалостно вынут – первыми из вторых. А без этого маленького органа личность не может быть самодостаточной. Способной к рождению собственных мыслей, чувств, поступков.
Человечество развивается не только по спирали, но и по синусоиде: каждое очередное поколение грешит своими собственными экстремумами и приоритетами. Поэтому на смену нашей дисциплинированности приходит их креативность.
Понимаю, в этом месте кому-то снова захочется позвонить к вам в редакцию. И поделиться своим несогласием, а то и возмущением. Но поймите меня правильно: я вовсе не призываю к анархии,а просто пытаюсь объяснить непослушность «зетов». И хотя б отчасти представить её, пусть неочевидные, плюсы.
- Пусть звонят, делятся, возмущаются – нам будет о чем поговорить. А что вы скажете о внешнем виде подростков? Это продолжение их непослушности?
- Скорее, её отражение. Более того: внутреннее не только перекликается с внешним, но порой провоцируется им.Как стремление к дисциплине подхлёстывается строгим костюмом и непременным галстуком, так освобождение от излишней опеки и предвкушение свободы – рваными джинсами. Не замечали?
- У меня складывается впечатление, что вы вписываетесь не за подростков, а за себя. Вернее, за подростка в себе самом. Вы взрослый человек. Но почему всё то, что сформировало ваших сверстников, на вас почти не сказалось?
- Не зашло…
С Максимом Сергеевым
беседовала Екатерина Лешенкова («Наша городская газета»)
vk.com/cityofnvk