Сто тысяч «Почему?» живут на белом свете…
- [ 06.06.2012 | 
- Комментариев: 0
-  | Просмотров: 5714 | 
- Отношения и психология  ]
Мудрая заповедь народной педагогики гласит: «Что узнал в детстве - высечено на камне, что узнал в старости - написано на льду».
Современные исследования подтверждают уникальные возможности дошкольного детства. Мозг трёхлетнего ребёнка вдвое активнее мозга студента университета, а к 6-7 годам формируются 60% интеллектуальных способностей человека. Любознательность, стремление понять окружающее, постигнуть его тайны – это качества, которые появляются и развиваются в детстве.
Как сохранить у ребёнка интерес к окружающему миру? Как не отучить его задавать себе и нам, взрослым, свои бесконечные вопросы? С.Я. Маршак так описал одну из проблем познавательного развития ребёнка:
«Он взрослых изводил вопросом «Почему?»,
Его прозвали «маленький философ»,
Но только он подрос, как начали ему
Преподносить ответы без вопросов.
И с этих пор он больше никому
Не задает вопроса «Почему?»
Как мы, родители, реагируем на детские вопросы? Иногда они утомляют, иногда ставят нас в тупик. А ведь можно ответить по-разному. Вот варианты ответов: ответ – шутка, ответ по существу, обращение к источнику информации, ответ – размышление, ответ - научная справка. Например, на вопрос: «Зачем кошке усы?», можно ответить: «Это не усы, а особые органы чувств», «Чтобы уважали», «Затрудняюсь ответить, надо в энциклопедии посмотреть», «Интересный вопрос, а ты как думаешь?» и т.п. Если мы будем внимательно относиться к детским вопросам и сами задавать умные вопросы, мы поможем ребёнку развить познавательные интересы, а если интересно, значит «хочу всё знать!», «хочу научиться!».
Можно сколько угодно сожалеть о том, что современные дети мало читают, слишком много смотрят телевизор и сидят у компьютера. Но и из этой ситуации есть выход. Лучший способ привить интерес и любовь к книге - совместное чтение. Это полезное и приятное занятие, сближающее родителя и ребёнка, помогающее им лучше понимать друг друга. Телевидение при правильном подходе тоже может стать помощником в развитии интеллекта ребёнка. Совместный просмотр познавательных телепередач, соответствующих возрасту ребёнка, развлекательно-познавательные компьютерные игры и программы способствуют развитию его кругозора и любознательности.
В детском саду дети узнают много нового и интересного. Современная педагогическая наука предлагает разнообразные передовые образовательные технологии и программы. Но даже самая лучшая программа не может заменить ребёнку то, что может дать только семья. Ребёнок существо эмоциональное и подражательное. Он заражается от родителей их эмоциями и интересами. Папа увлечён компьютером, и сыну это интересно, мама разгадывает сканворды, и ребёнок пытается найти нужное слово. Особенно интересно играть в интеллектуальные игры, в которые родители играли в детстве: лото, домино, шарады, «да и нет не говори», «чепуха», «города» и т.п. Общение с близкими людьми эмоциональное, непосредственное, доверительное. В такой тёплой, семейной обстановке малыш может задать любой вопрос, легко запомнит любую информацию, рассуждает и отвечает, не боясь ошибиться. Симпатия и интерес друг к другу – вот основа познавательного общения родителя и ребёнка
«Чтобы переварить знания, их надо поглощать с аппетитом!» (А.Франс). Хочется пожелать, чтобы у наших детей всегда был аппетит на знания, интерес и желание учиться.
Уважаемые читатели! В рубрике «Семейный совет» вы можете задать вопрос детскому психологу, ответ на который будет опубликован в одном из ближайших выпусков нашей газеты. Вопросы можно задать по телефону: 6-28-35.
Вопрос: Мы с мужем – спортсмены, часто уезжаем на сборы и соревнования. Наша пятилетняя дочка подолгу остаётся с бабушкой, и в ближайшие 2-3 года мы ещё будем выступать. Как правильно общаться с дочкой в такой ситуации?
Ответ:
К сожалению, подобная ситуация не редкость во многих семьях, где родители работают вне города. Очень важно, чтобы ребёнок постоянно чувствовал связь с родителями, благо, что в современных условиях для этого есть технические возможности, когда можно не только слышать голос мамы или папы, но и видеть их лица. При общении рассказывайте о событиях своей жизни, интересуйтесь делами и переживаниями дочки, говорите, как вы её любите и скучаете. Но живое общение ничем заменить невозможно. Поэтому используйте любую возможность, чтобы быть вместе с ребёнком. Когда приезжаете, старайтесь как можно больше внимания уделить непосредственному эмоциональному общению: разговаривайте, играйте, читайте книжки, рассказывайте сказки, рисуйте вместе, гуляйте.
Ирина Родионова
детский психолог
"Новоуральская газета" №21, 2012 год