Про ангельское нетерпение

Душа ребёнка, который вот-вот должен родиться, спросила у Бога: «Как я буду жить на земле, я там никого не знаю, ничего не умею?», на что получила ответ: «Не волнуйся, у тебя там будет свой ангел по имени Мама».

Красивая сказка. Но мама, она хоть и ангел, но всё-таки ещё и женщина, просто человек, который устаёт, нервничает. Терпеть или не терпеть, когда ребёнок выводит из себя, когда он свои «безобразия безобразничает»?

Терпеть не всегда удаётся, да и не всегда нужно. Если ребёнок ведёт себя уж очень неправильно и не реагирует на либеральные приёмы, мама может высказать ему свои претензии, но по-своему, по-ангельски.
Можно предупредить малыша, что Ваше терпение на исходе, выразительно посмотреть и недвусмысленно сказать: «Сейчас я начну ругаться!», «Я разозлилась» или «Ох, как мне это не нравится!».
Если хочется отшлёпать, безопаснее, но не менее эффективно, стукнуть кулаком по столу, шлёпнуть себя по коленке, топнуть ногой, одним словом экспрессивно изобразить крайнюю степень возмущения.
Когда с языка готово сорваться что-то вроде «бестолочь» или ещё похуже, можно заменить обидное слово каким-нибудь универсальным ругательством (помните «редиска» - нехороший человек), например «козя-мозя» или «крака-бяка» и тому подобной абракадаброй.
В крайнем случае, если трудно держать себя в руках, лучше выйти и успокоиться, кто как умеет, и только потом вернуться к ребёнку, чтобы с холодной головой продолжить воспитание.

Критику лучше направить не на личность малыша, а на его поступок и на мамино отношение к его поведению. Объясните, что в его поступке неправильное, опасное, обидное или неприличное. Расскажите, что именно в действиях малыша Вас расстраивает, пугает, раздражает.
Чтобы наука пошла впрок, нужно помнить, что ребёнку, как и нам взрослым, особенно обидно, если ругают в присутствии других людей, не дают возможности оправдаться, вспоминают прошлые промахи. Отсюда правила: ругать с глазу на глаз, выслушивать оправдания, и что было, то прошло.
Никто от ошибок не застрахован, а малыш тем более, он в буквальном смысле слова, на ошибках учится. И пусть мама будет доброй учительницей и, когда надо, сердится, но по-ангельски.

Вопрос: Дочь пошла в первый класс. Сначала ходила с удовольствием, всё нравилось. А сейчас стала придумывать разные предлоги, чтобы в школу не ходить: то одно заболит, то другое, то неинтересно, то всех спрашивают, а её не спрашивают. В садике её всегда хвалили. И она часто вспоминает, что в садике было лучше. Как убедить её, что нужно учиться, даже если не хочется?

Ответ:

Вспомните, как Ваша дочка привыкала к детскому саду. Если долго и тяжело, то, скорее всего, ей нужно несколько больше времени, чтобы адаптироваться к новым условиям. Не зацикливайтесь на разговорах об учёбе: пусть больше гуляет, раньше ложится спать, не отказывайтесь от совместных игр и сказок на ночь. Только Ваша поддержка и понимание помогут девочке привыкнуть.
Но бывают и другие причины нежелания ходить в школу. Это может быть как недостаточная готовность, так и «переподготовленность», когда бегло читающему первокласснику скучно изучать буквы. Возможны проблемы общения со сверстниками. Чтобы помочь дочке полюбить школу, надо выяснить причину её негативного отношения. Для этого побеседовать с учителем, обратиться школьному психологу, доверительно разговаривать с девочкой на разные темы. Именно разговаривать, а не выспрашивать о школе. И не забывайте хвалить. Возможно, ей не хватает добрых слов в свой адрес, которые она слышала в садике.

Ирина Родионова
детский психолог

"Новоуральская газета" №45, 2012 год 



Нравится


Комментарии

У вас недостаточно прав на публикацию комментария

Комментарии ВКонтакте