Тридцать лет, как три года
- [ 11.07.2012 | 
- Комментариев: 0
-  | Просмотров: 4436 | 
- Отношения и психология  ]
О некоторых людях иногда говорят: «как дитя малое». Почему человек не хочет взрослеть? Или не может? Или кто-то мешает?
Самостоятельность, ответственность и независимость – это те качества, которые отличают взрослое поведение от детского. Но сами собой они не появляются, а воспитываются с раннего возраста. Но может быть не стоит лишать ребёнка детства, подрастёт и повзрослеет? Конечно, с возрастом и мозг созреет для самоконтроля, и опыт появится, но инфантильный характер уже сформируется и привычка к «лёгкости в мыслях необыкновенной» закрепится.
Избежать этого можно, если придерживаться оптимального баланса между родительской опекой и детской самостоятельностью. Как и почему может появиться чрезмерная опека, которая и является основной причиной инфантильности?
Самый трогательный и интересный возраст – ранний, когда малышу 1-3 года. Ребёнок непосредственный, забавный, эмоциональный, милый. Его легко любить и заботиться о нём. Быть родителями маленького ребёнка очень приятно. Невольно возникает желание продлить этот счастливый период. И родители непроизвольно тормозят взросление ребёнка – одевают и кормят, как младенца, хотя кое-что он уже может делать и сам. Они не отпускают его от себя ни на шаг, поощряют его зависимое поведение: оберегают, утешают, чрезмерно нежат. Часто в этом их поддерживают, а иногда и показывают пример бабушки. И вырастает «маменькин сынок», который с трудом привыкает к детскому саду, потому что ничего не умеет делать сам. Он не может наладить отношения с одноклассниками, потому что привык, что за него всегда заступятся родители. Таким человеком и в тридцать лет будет руководить мама. В полной мере это относится и к девочкам.
Иногда ребёнок медленно развивается физически или конституционно - он маленький, менее рослый, худенький. И тогда может в полной мере оправдаться поговорка о маленькой собачке, которая до старости щенок. К тому же и сверстники к «мелкому» ребёнку относятся соответствующе. Педагогам тоже жалко «нагружать» и предъявлять такие же требования, как к более рослым и крепким ровесникам. Привыкший к снисходительному отношению ребёнок не спешит взрослеть, ожидая помощи и поддержки от окружающих. Но если взрослые изменят отношения к малышу, то к школе у него и мозг дозреет, и самостоятельность появится. В этом случае от одноклассников он будет отличаться только ростом и верной будет уже другая поговорка: «Мал золотник, да дорог».
Бывает и так: ребёнок абсолютно здоров во всех отношениях. А вот родители… Так долго ждали рождения малыша, что психологически больше похожи на бабушек и дедушек: всё прощают, исполняют любой каприз, опасаются, как бы чего не случилось с ребёнком, защищают от многочленных жизненных опасностей, Такое отношение присуще и некоторым слишком тревожным и мнительным мамам. Что происходит в этом случае? Физиологически здоровый мозг, не получая необходимой стимуляции, начинает «лениться», не тренируется в управлении поведением и мышлением. В результате – «незрелый» ученик, который только играет, не хочет выполнять домашние задания, обижается на замечания учителя, не признаёт отказа ни в чём.Теперь детскость поведения уже не радует родителей. А ведь этого можно было избежать, если бы взрослые вовремя разобрались бы в своих психологических проблемах и воспитывали малыша, ориентируясь на его индивидуальность и возрастные возможности, а не на свои страхи и тревоги.
Народная мудрость гласит: «И к худу, и к добру приучают смолоду». В разгар лета или осенью семена взросления сеять уже поздно. Но если это сделать весной, можно вырастить качественные и зрелые плоды самостоятельности и ответственности.
Уважаемые читатели! В рубрике «Семейный совет» вы можете задать вопрос детскому психологу, ответ на который будет опубликован в одном из выпусков нашей газеты. Вопросы можно задать по телефону: 6-28-35.
Вопрос: У меня скоро будет второй ребёнок, но я не испытываю тех чувств, которые были, когда я ждала первого. Я боюсь, что не смогу его полюбить так же сильно, как первого ребёнка. Что мне тогда делать?
Ответ:
Такие тревоги нередки, особенно, если перерыв в рождении детей небольшой. Нет той остроты переживаний и ожиданий, что были с первенцем. Кроме того, нет уже идеализации материнства, что была раньше и бытовая сторона воспитания ребёнка Вам уже хорошо известна. Но материнская любовь – это такое чувство, которое не уменьшается, если его поделить на двоих или на троих. Оно чудесным образом увеличивается с каждым последующим малышом. Материнские чувства будут просыпаться по мере того, как Вы будете познавать младшего ребёнком, а возможно и раньше, как только Вы возьмёте его на руки.
Ирина Родионова
детский психолог
"Новоуральская газета" №26, 2012 год