Я не трус, но я боюсь!
- [ 08.03.2012 | 
- Комментариев: 0
-  | Просмотров: 5117 | 
- Отношения и психология  ]
Нет человека, который бы никогда и ничего не боялся. Переживать страхи – это не только нормально, но и жизненно необходимо. Если взрослый человек может объективно оценить опасность, то для ребёнка застрять в лифте и встретить Бабу Ягу – одинаково реальные вещи.
У детей маленький жизненный опыт, а всё неизвестное и непонятное пугает. Ребёнок не всегда различает реальность и выдумку, многое по-своему истолковывает, верит в свои фантазии. В определённой мере детские страхи полезны - они играют охранительную и адаптационную роль. Совсем маленькие дети боятся резких звуков, незнакомых людей, иногда - купания, работающих бытовых приборов. Малыши 3-5 лет испытывают страх темноты, одиночества, сказочных персонажей. Дети постарше боятся стихийных бедствий, пожаров, нападения. Появляются социальные страхи – страх опоздать, не справиться с заданием, публично выступать и т.п. По мере развития малыша одни страхи появляются, другие исчезают. Но иногда они чрезмерны и не проходят с возрастом. Почему это происходит?
-Есть дети, у которых страхи задерживаются надолго, так как они чувствительные, впечатлительные и осторожные от природы.
-Подвержены страхам малыши, усердно опекаемые родителями, которые сами очень боятся за ребёнка.
-Излишне строгий стиль воспитания также не способствует развитию смелости и решительности.
-Маленького зрителя может психологически травмировать просмотр «ужастиков» и кинофантастики.
Как помочь малышу стать смелее?
-Ребёнку необходимо ощущение безопасности. Оно возникает, когда родители уделяют ему достаточно внимания, помогают, поддерживают. Но в то же время предоставляют возможность действовать самостоятельно, не причитают над каждой царапиной, и не бросаются на помощь при малейшей трудности.
-Страх не исчезает, когда родители убеждают, что «нечего тут бояться», стыдят или высмеивают ребёнка за его «трусость». Необходимо выслушать малыша или расспросить его о том, чего он боится. Откровенный разговор - это уже шаг к избавлению от страха.
-Есть много способов борьбы со страхами, и у них есть общее правило – страх надо вывести наружу: рассказать о нём, нарисовать, изобразить в движении, вылепить его из пластилина и т.п. Если родители затрудняются это сделать, можно обратиться за консультацией к психологу.
-Страх часто не поддается логическим доводам. Детский страх успешнее «лечится» детскими способами. Он может быть побеждён волшебными словами, магическим талисманом, игрушечным защитником или заколдованным рисунком.
-Ребёнок становится смелее и увереннее в себе, если знает, как можно поступить в той или иной ситуации. Можно вместе придумать, как бы поступил его любимый персонаж, например Буратино, если бы увидел на улице собаку без хозяина, или потерялся бы в магазине, или остался один дома и т.п. Важно, чтобы вариантов поведения было несколько, и они были понятны и доступны ребёнку.
Но самое верное средство предупреждения страхов – это доброжелательная атмосфера в семье, совместные игры, походы и поездки, семейные праздники и т.п. Рядом с оптимистичными родителями и ребёнок вырастает решительным и смелым.
Уважаемые читатели! В рубрике «Семейный совет» вы можете задать вопрос детскому психологу, ответ на который будет опубликован в одном из выпусков нашей газеты. Вопросы можно задать по телефону: 6-28-35.
Вопрос: На моего сына, ему скоро 2 года, стали жаловаться, что он кусает детей в группе. У нас нормальная семья. Дома ничего подобного никогда не было. Я с ним разговариваю, что нельзя кусаться. Что мне делать, ведь меня нет рядом с ребёнком, когда он в садике?
Ответ:
Дети кусаются, когда у них режутся зубы, когда они обижены или рассержены. Дома у Вашего малыша нет повода кусаться: Вы его понимаете без слов, не претендуете на его игрушки. А в группе все маленькие, все только учатся говорить и не умеют уступать, всем нужна одна и та же игрушка. Поэтому в ход могут пойти и зубы. Учите сына выражать словами свои желания: «Дай-дай», «Уйди», «Нет-нет», «Не хочу», «Ай-ай», сопровождая эти слова выразительной мимикой и жестами. Объясняйте мальчику чувства других детей: «Диме нравится его машинка», «Катя плачет, ей больно. Пожалей Катю!» Иногда родители, играя с ребёнком, в шутку его «едят», слегка покусывая, и малыш воспринимает укусы, как забаву и выражение любви. И тогда он может кусать того, кто ему симпатичен. Исключите подобные игры. Могут быть и другие причины «кусачести». В любом случае, ищите выход из ситуации совместно с воспитателями Вашего малыша.
Ирина Родионова,
детский психолог
"Новоуральская газета" №8, 2012 год