Об отголосках истории, что живут в нас, в наших судьбах и в нашей памяти – весточках не ушедшего прошлого, как одного человека, так и целого города
- [ 20.06.2012 | 
- Комментариев нет
-  | Просмотров: 6172 | 
- История и люди  ]
...в честь 90-летия со дня создания отечественных органов контрразведки.
Постыдное явление «манкуртизма», забвения исторической памяти и разрыва со своим прошлым было талантливо обличено нашими писателями и поэтами XX столетия: Чингизом Айтматовым, Валентином Распутиным, Фазилем Искандером, Расулом Гамзатовым. Хотя российскому народу, в обычаях которого всегда была сакральна память о прошлых поколениях русских людей, никогда не был присущ этот порок, как и многим нашим соседям: например, казахам, у которых говорят: «Твой умерший прародитель жив, покуда живы люди, которые его помнят». Лукавые попытки идеологических диверсантов стереть нашу народную память или же оболгать ее в период различных межвремений и смут постоянно разбивались о могучий волнорез народного самосознания, уходящего своими ментальными корнями в глубокую древность. Неслучайно по итогам голосования в рамках проекта «Имя России» победу одержал не представитель недавних исторических эпох, а доблестный князь-воитель Александр Невский, а у украинцев в таком же интересном проекте – киевский князь Ярослав Мудрый.
Эта статья продолжает цикл публикаций, написанных новоуральцами о своих отцах и дедах, руками которых ковалась победа над врагом и создавалось могущество нашего любимого края, по праву называющегося опорой российской державы. В ней рассказывается о жизни Василия Ивановича Корсакова – жизни одного из тех людей, имена которых увековечены на скрижалях истории уральской земли и города Новоуральска; рассказывается непринужденно и с опорой на мудрые слова мыслителя о том, что «любовь к Родине заключается не в восторженном воспевании ее красот, а в памяти умерших и поддержке живущих ее выдающихся сыновей. Они, эти люди, и есть Родина».
Василий Иванович Корсаков родился в 1910 г. в семье крестьянина Ивана Корсакова – ветерана Первой мировой войны, участника знаменитого Брусиловского прорыва, получившего в Галиции серьезное ранение в плечо от удара австро-венгерским штыком. В 1916 г. семья Ивана Корсакова переехала из Тюмени в деревню Фабричное Туринского уезда Тобольской губернии (ныне Туринский район Свердловской области), где в каждодневном труде и постоянной борьбе с нищетой прошло детство Василия Ивановича. Как-то во время гражданской войны, когда Василий Корсаков был еще ребенком, в Фабричное пришли колчаковцы: они избивали людей, поджигали избы, грабили, забирая всю еду, хотя уральская деревня в ту пору и без того жила крайне бедно. Над головой отца Василия Ивановича один из колчаковцев выстрелил из винтовки, после чего тот стал плохо слышать. Впоследствии, в этих районах Урала появились многочисленные банды, тоже немало грабившие и издевавшиеся над крестьянами. С бандитами развернулась такая же решительная борьба, что велась в Сибири и была описана в повести Павла Нилина «Жестокость». В уничтожении бандитов, которые довольно скоро были выловлены или же перебиты, принимали участие многие односельчане и товарищи Василия Ивановича.
В 1929 г. Василий Корсаков приехал из Фабричного в Свердловск и поступил в автодорожный техникум. После окончания обучения он проходил военную службу рядовым в артиллерийском полку РККА. Уже тогда Василий Иванович метко стрелял из любых видов огнестрельного оружия и впоследствии был инструктором стрелкового тира, обучая спортсменов стрельбе из пистолета. С рождения обладая крепким здоровьем, он находился в хорошей физической форме, часто ходил в турпоходы, а потому хорошо ориентировался на местности и знал все районы Урала. После службы в армии Василий Иванович начал работать в Свердловске заведующим дорожного отдела Ленинского райсовета, а затем – техническим руководителем сектора подземных сооружений Горкомхоза. В 1939 г. он был избран депутатом Свердловского городского совета, а в 1940 г. был приглашен на офицерскую службу в Управление НКВД по Свердловской области.
Вскоре началась война, и Василий Корсаков был направлен обеспечивать безопасность уральских военных и стратегических объектов, в частности, порохового завода в Калиново, где производились боеприпасы. Уже тогда Германия начала предпринимать попытки заброса вглубь территории СССР диверсионных групп, шпионов и провокаторов. Также обстановку на Урале осложняла активизация после неуспешных для нашей страны первых месяцев войны паникеров, политически неустойчивых лиц, сеявших капитулянтские и упаднические настроения, вредителей и уголовников, а также прибытие на Урал большого числа интернированных немцев. Благодаря работе уральских чекистов за годы войны на промышленных объектах Урала не было совершено ни одной вражеской диверсии или актов саботажа.
В 40-х годах в районе поселка Верх-Нейвинский началось строительство секретных объектов оборонного значения и Василию Ивановичу была поручена ответственная работа по обеспечению их безопасности, в том числе – по охране инспектирующих процесс строительства высших государственных лиц и советских ученых-физиков. В частности, В.И. Корсаков обеспечивал охранное сопровождение визита в Верх-Нейвинский Л.П. Берии. После окончания войны Василий Иванович в должности секретаря возглавил партийное бюро завода №813, в членский состав которого входил и первый директор верх-нейвинского завода – А.И. Чурин. Спустя некоторое время В.И. Корсаков был назначен заместителем начальника политотдела № 104 завода № 813.
Вокруг завода началось возведение нового быстрорастущего города – Свердловска-44–Верх-Нейвинска–Новоуральска. У истоков его строительства стоял Василий Иванович Корсаков, который в период его закладки и разрастания проявлял дальновидность, целеустремленность и иные качества, которыми щедро наделил белорусский писатель Иван Шемякин героев своего известного романа «Атланты и кариатиды» – советских архитекторов и инженеров. В 1956 г. Василий Корсаков стал делегатом первой отчетно-выборной конференции по созданию в Свердловске-44 городского комитета КПСС, после проведения которой он был избран секретарем горкома. Впоследствии он также занимал пост заместителя председателя горисполкома, занимался не только партийно-руководящей деятельностью, но и выполнял большой объем хозяйственно-организаторской работы.
В.И. Корсаков был отличным семьянином, воспитал двух сыновей и дочь. Он очень любил своих родителей и всегда поддерживал и приходил на помощь сестрам и брату Анатолию Корсакову – офицеру-танкисту, ветерану Великой Отечественной войны. Крепкие дружеские отношения сложились у Василия Корсакова с его племянниками – сыном его сестры Анастасии Николаем Олюниным, служившим в войну с немцами офицером разведки и участвовавшим во многих опасных боевых операциях, а после ее окончания работавшим на ответственных административных постах в Свердловской области, и сыном младшей сестры Тамары офицером ВВС Виктором.
Василий Иванович даже в кругу родственников никогда не рассказывал о событиях из своего чекистского прошлого, он не терпел бравады и хвастовства, не выносил присутствия трепачей и болтунов. Интересные эпизоды его мужественной работы стали нам известны не из его уст, а уже после его смерти в 1991г. из рассказов знакомых и коллег, которые были их участниками, очевидцами либо когда-то слышали о них. Вот лишь некоторые из них.
В середине 40-х годов в результате тщательно спланированной уральскими контрразведчиками операции в поселке Верх-Нейвинский был схвачен вычисленный Василием Корсаковым немецкий лазутчик. Им оказался бывший красноармеец, который попал в плен и, проявив малодушие, перешел на сторону врага, стал служить фашистам. Он прошел обучение в школе Абвера на территории Польши, был снабжен всем необходимым и заброшен в глубокий советский тыл для проведения диверсионно-разведывательной работы: совершения взрывов, поджогов, убийств и сбора разведданных. Шпион проживал в поселке по поддельным документам в принадлежавшем одинокой опустившейся женщине доме, который в ночное время был окружен, а находившиеся в нем люди захвачены без каких-либо потерь со стороны личного состава.
Также в середине 40-х годов на Средний Урал стали приходить эшелоны с пленными немецкими солдатами, которые повсеместно задействовались на строительстве заводов, жилых домов, хозяйственных зданий и сооружений. Их труд использовался и в окрестностях поселка Верх-Нейвинский при строительстве будущего колосса атомной промышленности – Уральского электрохимического комбината. Однажды, в результате халатности на группу немецких военнопленных, работавших на строительстве цеха, упала железобетонная балка, убив и искалечив многих из них. Василий Иванович, который лично занялся расследованием этого инцидента, оперативно разобрался в случившемся и быстро установил виновных в происшествии руководителей работ, не обеспечивших безопасность рабочих из числа военнопленных.
Василий Иванович Корсаков честно прожил долгую и полную свершений во благо нашей страны и города Новоуральска жизнь. Помню, ему понравилась «Песня о корабле» в исполнении Александра Градского, прозвучавшая в кинофильме «Свой среди чужих, чужой среди своих», после просмотра которого незадолго до своей смерти он сказал: «...Вот такими же когда-то были и мы, молодые уральские чекисты, также любили свою Родину и были готовы отдать за нее жизни. Сегодня мы один за другим уходим... и совсем скоро из нас никого не останется..., но та великая идея – идея свободы, равенства, братства, за которую мы проливали кровь, недоедали, недосыпали, мерзли в холодных полуземлянках... эта идея, ребятки, не умрет никогда...». Впоследствии, повзрослев, мы множество раз убеждались в истинности этих слов, в незыблемости их моральной основы, которой является то непреходящее и святое, что делает человека человеком. Как однажды кратко и верно сказал об этом основатель газеты «Юманите» Жан Жорес: «Революция возможна лишь там, где есть совесть».
Доцент кафедры уголовного права
Уральской государственной юридической академии,
кандидат юридических наук,
лауреат премии Губернатора Свердловской области
К.В. Корсаков
"Новоуральская газета" №23, 2012 год
Обновить
RSS лента комментариев этой записи