Пресса под прессом? Часть 1.

 - А если я каким-то образом попаду на комбинат, получу и опубликую нужные газете данные, меня посадят?

 - Теперь уже, к сожалению, нет… Но мы всегда найдем способ опровергнуть ваши данные…

Вот такой диалог случился у меня в 1989 году с заместителем горотдела КГБ (ныне ФСБ) Петром Кирилловым. А начал я с этого диалога потому, что именно 1989 год стал годом создания первой ОБЩЕГОРОДСКОЙ, подчеркиваю - ОБЩЕГОРОДСКОЙ, газеты. До этого существовали различные информационные бюллетени на предприятиях, но все они были, как тогда говорили, «ДСП» (для служебного пользования), и на них была соответствующая надпись, вроде армейской – «Из части не выносить». К тому времени единственным общегородским СМИ было радио.

Сегодня в городе выходит около десятка печатных изданий. А тогда, в ноябре 1989 г., это были две первых ласточки: «Автозаводец» и «Вестник городского радио» (впоследствии «Нейва»).

Я не случайно начал этот материал с разговора с подполковником КГБ, потому что в те «благословенные» времена только зародившаяся общегородская пресса была не то чтобы под прессом, но под бдительным наблюдением соответствующих структур. Порой доходило до курьезов, которые сегодня кажутся маразмом. Например, тексты каждого номера газеты, прежде чем везти их в типографию, мы должны были отдавать на проверку «на благонадежность» в службу безопасности УЭХК. А длилась эта «проверка» в лучшем случае дня два-три. А типография ждет, точнее, не ждет. Сорвав выпуск нескольких номеров, редакция решила больше не рисковать, и мы стали готовить две копии будущего номера газеты: один для службы безопасности, второй сразу же везли в типографию, чтобы, как поется в известной симоновской песенке времен войны: «вышли без задержки наутро, как всегда, «Известия» и «Правда», и «Красная Звезда».

В августе 1991 года в городе появилась еще одна газета - «Новая Городская…» (ныне «Наша городская…»). История появления этого издания тоже, пусть косвенно, связана и с городским радио, и с его «Вестником», вскоре переименованным в «Нейву» и ставшим самостоятельным изданием. Дело в том, что тогдашний Совет народных депутатов, предшественник нынешней Думы НГО, избранный в эйфории горбачевско-ельцинских реформ, был весьма разношерстным (как-никак 150 депутатов) и, как бы это помягче сказать, радикально-демократическим. А поскольку и я, и тогдашний главный редактор радио и «Вестника» Валентина Харитонова, и сменившая ее потом на посту редактора «Нейвы» Татьяна Казакова были членами единственной тогда партии КПСС, то некоторые наиболее «демократические» депутаты Совета посчитали всех нас, как выразился один из них, «прокоммунистическими рупорами» и заклеймили позором. Между прочим, этот его опус был опубликован в том самом «прокоммунистическом рупоре». Одним словом, они убедили Совет, а тот, в свою очередь, Горисполком, изыскать в бюджете средства на собственный истинно демократический орган. Вот так и появилась на свет «Новая городская газета».

Естественно, мы подкусывали друг друга (как-никак конкуренты), часто «на грани фола». Они нас «прокоммунистическим рупором», мы их – «люмпенами с кашей в бороде». Один раз после очередной нашей шутки в эфире радио, в редакцию влетел разъяренный депутат и пообещал, что всех нас уволят. Обиделся он на безобидную, в общем-то, шутку, просто мы со звукорежиссером Сашей Каменецким после очередной сессии Горсовета (выступления на которой мы писали на пленку) смонтировали из выступлений разных депутатов одну фразу, смысл которой сводился примерно к следующему «ребята, мы тут часто несем ахинею». И это была чистейшая правда - иногда с трибуны Совета звучал такой бред сивой кобылы, что становилось и смешно, и стыдно за «народных избранников». Да и сегодня можно услышать подобное с трибуны даже Государственной Думы.

«Новая городская газета» в качестве органа Совета народных депутатов просуществовала до октября 1993 года, когда Борис Николаевич разогнал все Советы, а Верховный так и вообще расстрелял из танков. Тогдашний редактор «НГГ» Вадим Аверьянов, что называется, пошел с шапкой по кругу, предлагая местным бизнесменам купить газету. Откликнулся один – Валерий Язев. И, надо сказать, в этом смысле газете повезло. Новый владелец не только предоставил редакции офис, но и оснастил его и мебелью, и современной оргтехникой. Между прочим, тогда только в «НГГ» был цифровой фотоаппарат, все остальные редакции работали по старинке с пленкой. И, что важнее, он не лез в творческий процесс, не указывал, о чем можно писать, о чем нельзя. Это за него делали его многочисленные замы. Знаю это не понаслышке, потому что тогда я работал в «НГГ» выпускающим редактором. В тогдашней редакции газеты работали неисправимые романтики, единственным прожженным циником был я, потому что в отличие от них знал журналистскую кухню изнутри и дольше, и глубже. Помню, когда на реплику одного коллеги, что, мол, пресса – четвертая власть, я возразил, что в народе ее называют второй древнейшей профессией. Что тут началось!.. В каких только смертных грехах меня ни обвиняли!..

Жизнь, однако, показала, что прав-то я, никакая мы не четвертая власть, а поговорку «Кто платит, тот и музыку заказывает» пока никто не отменял. Есть даже еще более грубое, но не менее точное высказывание – «Кто женщину ужинает, тот ее и танцует». Вообще, когда я вижу в названии газеты слово «независимая», мне становится смешно. Независимая от кого? Судя по многим нынешним изданиям, как городским, так и общероссийским, независимая, прежде всего, от читателя, но никак не от владельца, от властей, от рекламодателей… По-настоящему независимым может быть только издание, которое само себя содержит. Я не имею в виду чисто рекламные издания, они изначально нацелены на прибыль именно за счет рекламы, и благодаря ей многие живут припеваючи. Я имею в виду издания, претендующие на «звание» общественно-политической газеты. В России таковой (независимой) себя могут считать только «Аргументы и факты», в городе же нет ни одной. Все они превратились из общественно-политических в рекламно-информационные. Так что, как говорится, давайте не будем бить себя ушами по щекам.

При Язеве «НГГ», во многом благодаря завидной деловой хватке ее редактора Вадима Аверьянова, превратилась в издательский холдинг, имеющий филиалы в Екатеринбурге и Кировграде.

Были в Новоуральске и газеты-однодневки. В некоторых их них вашему покорному слуге тоже довелось поработать. Дольше всего на плаву продержался «Правовой меридиан», умиравший и воскрешавший. Последний раз он просуществовал что-то около двух лет. Такой же срок был отпущен газете со странным, на первый взгляд, названием «ЗАТОР». А расшифровывается эта аббревиатура просто – Закрытое Административно-территориальное Образование России. Вот так, ни больше, ни меньше. И наконец, была еще одна газета, в буквальном смысле однодневка, потому что вся ее история закончилась лишь двумя номерами, так что впору заносить ее в книгу рекордов Гиннеса. Называлась она «Частный детектив». Во всех трех я «служил» выпускающим редактором, а в последней и вовсе был единственной штатной единицей, как говорится, и швец, и жнец, и на дуде игрец, т.е. и корреспондент, и выпускающий, и главный. Учредители у всех трех были разные. В первом случае – юридическая фирма «Статус», во втором – ИП, в последнем – детективное агентство «Алекс». Причем, главный офис этого агентства находился аж в суверенной Латвии. Такие вот метаморфозы постперестроечной журналистики.

Объединяло все эти три издания то, что я был по-настоящему независим в выборе тем, в их трактовке, в оценках. Нет, конечно, были какие-то обязательные материалы от учредителей - так сказать, официальные документы. В остальном же меня не ограничивали ни в чем, кроме, разумеется, зарплаты. Но, как говорится, когда слишком хорошо – это тоже нехорошо. Все три газеты благополучно канули в лету, когда у их учредителей кончались деньги.

И сегодня есть издания, которые выпускают ИП. И они благополучно существуют. Но есть одно маленькое «но», все это - чисто рекламные издания. Между прочим, первенцем в этом направлении были «Вторые руки» (бесплатные частные объявления плюс реклама). Это сейчас они вкладыш в «НГГ», а тогда, в начале «лихих девяностых», газета была вполне самостоятельной. Честно говоря, когда ее владелец Владимир Кайгородов попросил меня помочь ему с версткой и типографией, я очень сомневался в удаче предприятия. Признаюсь, мне казалось авантюрой зарабатывать на БЕСПЛАТНЫХ объявлениях. Но, как показала жизнь, зря сомневался. Сегодня все, даже городская супер-газета «Нейва», идут по проторенной Кайгородовым дорожке.

Была в городе попытка создать чисто молодежное издание, которое и создавали бы сами молодые: студенты и школьники. Года два такая газета, а называлась она «Пять углов», выходила при финансовой и организационной поддержке отдела по делам молодежи городской администрации. Но в один прекрасный день… Да-да, вы правильно поняли, кончились деньги…

В следующем номере поговорим о зарождении и становлении электронных СМИ и прежде всего о городском телевидении.

Сергей Антонов

"Новоуральская газета" №34, 2012 год




Нравится


Комментарии

 Обновить

 
+2 #1 Владимир 25.10.2012 12:44
Автор этой статьи (Сергей Антонов) чрезвычайно плохо знает историю создания СМИ в Новоуральске. Он не указал, что еще задолго до выхода первого номера "Новой городской газеты" , а именно 7 ноября 1990 года в Новоуральске вышла первая в России газета бесплатных объявлений "!Информкурьер" (впоследствии "Вторые Руки"), которая первой начала принимать объявления от граждан БЕСПЛАТНО и по телефону, а не по отрезному купону (что ставило на нет принцип бесплатности приема объявления), как это впоследствии сделала "Новая городская газета"
 
 
0 #2 Владимир 25.10.2012 12:57
В догонку предыдущему комментарию. Каюсь, что не прочитал статью до конца и поторопился с оценкой осведомленности ее автора. Думаю, что учитывая это обстоятельство статьи мне следует принести автору свои извинения :-)
 
 
-1 #3 Редакция 25.10.2012 14:48
Мы рады, что все совпало в нашем материале. Признательны за ваши начинания в те годы.
 

У вас недостаточно прав на публикацию комментария

Комментарии ВКонтакте