Отношения и психология


Второй – лишний?

Когда в семье появляется второй ребёнок, первый может почувствовать себя лишним. Известие о том, что в семье будет пополнение, дети воспринимают по-разному. Один ребёнок долго упрашивал маму и папу купить братика или сестричку. Другого малыша эта новость совсем не радует. Но и в том, и в другом случае, после того, как после появления новорожденного всё успокаивается, проявляется истинное отношение первенца к новому члену семьи. Старший брат или сестра лишается статуса единственного ребёнка, и в поведении начинают проявляться совсем недетские муки ревности. Дети помладше открыто проявляют свое недовольство, могут потребовать отнести «ляльку» обратно в магазин. Те, кто постарше часто действуют исподтишка: могут ущипнуть, слишком крепко обнять малыша, «уронить» и т.п. Появляются «странные» просьбы покачать, покормить из бутылочки, ребёнок начинает сюсюкать и вести себя как маленький. За подобным поведением скрывается страх, что родители теперь любят маленького, а старший им больше не нужен. Это очень тяжёлое переживание, и простое объяснение, что это не так, мало помогает. Представьте ситуацию: муж приводит в дом незнакомую девушку и сообщает жене, что теперь она будет жить с ними. Он говорит примерно следующее: «Ты только посмотри, какая она молоденькая, хорошенькая. Мы будем вместе заботиться о ней, ведь она ещё ничего не умеет. Но и тебя я буду любить, как раньше». Успокоят ли жену такие заявления? А ведь что-то подобное обычно и говорят детям.

Сто тысяч «Почему?» живут на белом свете…

Мудрая заповедь народной педагогики гласит: «Что узнал в детстве - высечено на камне, что узнал в старости - написано на льду».

Современные исследования подтверждают уникальные возможности дошкольного детства. Мозг трёхлетнего ребёнка вдвое активнее мозга студента университета, а к 6-7 годам формируются 60% интеллектуальных способностей человека. Любознательность, стремление понять окружающее, постигнуть его тайны – это качества, которые появляются и развиваются в детстве.

Когда нельзя, но очень хочется, то…

Почему ребёнок не слушается и всё делает по-своему? Что ему запрещать и что разрешать? Многих родителей волнует вопрос, как научить ребёнка не делать то, чего делать нельзя.

Мама описывает поведение пятилетней дочери: «Она всё делает как будто назло. Я ей говорю, что нельзя так обращаться с игрушками,  что надо убирать их на место, а она нагло так отвечает: «Сама убирай». Молодой папа двухлетней разбойницы недоумевает: «Как ей объяснить, что нельзя дёргать  шторы. Она за ними прячется, натягивает их на голову и хохочет, хоть что ты ей говори!». Трехлетний малыш снимает  шапку и бросает на землю. Мама поднимает и надевает её, объясняя, что так делать нельзя. Мальчик отбегает, снова бросает шапку и выжидательно смотрит на маму. Во всех приведённых примерах дети не слушаются, но причины непослушания разные. Возможно, в первом случае - это реакция на назидательный тон. Во втором - непонимание ребёнком запрета, восприятие его как игры.  В третьем  случае мальчик  экспериментирует с терпением мамы.

Стена, которую можно отодвинуть

Каждому родителю хотелось бы, чтобы его ребёнок был общительным, легко вступал в контакт, вёл себя непринуждённо. Но что делать, если ребёнок предпочитает одиночество?

Дети уходят от контактов по разным причинам. Между застенчивым ребёнком и миром людей встаёт стена. Есть дети, которые хотели бы выйти из-за этой стены, но что-то их останавливает. В душе застенчивого ребёнка живёт страх проявить свои чувства и желания, страх осуждения или отвержения. Малыш слишком сконцентрирован на себе. Ему кажется, что все только на него и смотрят, только о нём думают и оценивают каждое его слово или поступок. Они осознают свою непохожесть на других и переживают из-за этого. Осложняет общение и отсутствие опыта установления и поддержания контактов. Ребёнок не знает, что сказать и сделать, чтобы познакомиться, попроситься в общую игру, как реагировать на отказ, как решить конфликт.

Помнить, чтить, благодарить...

Приближается святой для России праздник – День Победы. С приближением 9 мая наша страна вспоминает о тех, кому все мы обязаны мирным небом над головой. Проходит весна и настает забвение, которое продлится до следующего Дня Победы. Хорошо, если ветеран живет в окружении родных и близких людей, которые ежедневно оказывают помощь и поддержку, но в числе тех, кто воевал на фронтах Второй мировой войны, кто приближал Победу в тылу есть и одинокие люди, которые уже смирились с тем, что о них вспоминают лишь раз в году. Пройдут праздничные мероприятия, потухнут огни салютов, отзвучат победные марши, завянут подаренные цветы и вновь потянется череда будней, в которых будет место и боли от воспоминаний, и обиде на государство, и тягостному одиночеству. 



Вам понравится:

Трудно высказать, и не высказать…

Устами младенца глаголет не только истина, но и искренние, непосредственные чувства. Яркое проявление ребёнком эмоций порой вызывает беспокойство и растерянность у родителей. Когда ребёнок визжит, хохочет, кричит, рыдает, топает ногами, это утомляет, раздражает, ставит в неловкое положение перед окружающими. Мы выросли преимущественно в традициях подавления негативных эмоций и сдержанного проявления позитивных. Но современные мамы и папы в курсе, что нельзя подавлять эмоции, от этого возникают разные комплексы и даже заболевания. Так что, пусть малыш проявляет свои чувства, как хочет? Или, всё-таки, воспитанного ребёнка должно быть не видно и не слышно?

Поговорим о странностях любви

Спросите любого родителя: «Любите ли вы своего ребёнка?»  А разве можно не любить это маленькое, такое тёплое и родное существо. Но почему же так много капризных и избалованных детей, подростков, не уважающих своих близких,  взрослых, которые равнодушны к стареющим родителям? Может быть как то не так любим?

Малыш замахнулся на маму, плюнул на бабушку, сбросил на пол посуду. И что он слышит: «Ах, озорник! Ах, проказник! Ой, как мы сердимся!». Что бы ребёнок ни натворил, всё вызывает умиление. Вот такая бывает любовь: сладкая, безмерная, когда ребёнок – кумир семьи. Станет ли он кумиром для сверстников и любимцем для взрослых? Как он будет чувствовать себя вне семьи?

Это не я! Но я больше не буду!

Когда неожиданно обнаруживается, что ребёнок обманывает, это неприятно удивляет родителей. Как? Почему? Может быть, в детском саду или школе у кого-то научился? Или в кино видел?

Никто специально врать не учит, эта наука легко усваивается по подражанию. Мы, взрослые, часто говорим одно, а делаем другое. Вспомним хрестоматийный рассказ Л.Толстого «Косточка». Мальчик побоялся признаться, что без разрешения съел сливу. Отец сказал, что опасается за здоровье того, кто съел сливу, что он мог нечаянно проглотить косточку. Наивный малыш тут же «раскололся», сказав, что косточку он выплюнул. Все засмеялись, а мальчик заплакал. Отец хотел научить сына быть честным,  но при этом сам обманул его, хитростью  вынудив признаться. Что усвоил мальчик: что врать стыдно, или что обманывать надо с умом?

Наша маленькая крепость

Развод сегодня - явление довольно распространённое. Можно ли свести к минимуму его последствия для ребёнка, если брак спасти не удалось?                                                            

Чувство страха и тревоги поселяется в детской душе, когда рушится привычный образ жизни. Мальчики, особенно в первое время, становятся непослушными, конфликтными, отказываются общаться с отцом, грубят матери. Девочки замыкаются, плачут, грустят. Подростки переживают развод острее, но для них эта ситуация всё-таки знакома, с ними можно разговаривать на равных. Маленькие же дети не понимают, что происходит и почему, но чувствуют, что что-то не так. Они часто винят себя в случившемся, им кажется, что если бы они вели себя хорошо, то родители были бы вместе. Или направляют свою обиду на одного из родителей, считая его виновником разрыва.

Жил человек рассеянный...

Невнимательность и беспечность – вполне простительные недостатки, которые могут быть у малыша. Но школьнику такое  «детское»  поведение создает довольно серьёзные проблемы. Он забывает записать домашнее задание, не замечает своих ошибок, теряет тетради и ручки, торопится и всё равно не успевает. И в детском саду он был такой же: не мог самостоятельно одеться, терял игрушки, забывал, где оставил варежки и т.д.

Замечено, что у ребёнка, который всё забывает, всегда есть родители, которые всё помнят. Они найдут, исправят, оденут и доделают за ребёнка. В результате не формируются волевые качества, так необходимые во время учёбы. Можно ли преодолеть рассеянность и забывчивость? Как развить ответственность и организованность?