Верховный суд на стороне потребителя

УвеличитьДелая обзор практики за четвертый квартал 2015 года, Верховный суд Российской Федерации подтвердил, что потребитель вправе расторгнуть договор купли-продажи технически сложного товара и потребовать возврата денег по основаниям нарушения продавцом срока проведения гарантийного ремонта, который проводился в связи с выявлением существенного недостатка товара.

Гражданин, купивший автомобиль, обратился в суд с иском к официальному дилеру с требованием расторгнуть договор купли-продажи, взыскать стоимость автомобиля и установленного дополнительного оборудования, а также неустойки и убытков, причиненных вследствие продажи товара ненадлежащего качества, штрафа, компенсации морального вреда.

В ходе эксплуатации автомобиля неоднократно возникала проблема: горела контрольная лампа неисправности двигателя, поэтому гражданин обращался в сервисные центры для ее устранения. В результате срок устранения недостатков в транспортном средстве превысил максимальный срок, установленный Законом о защите прав потребителей, он составляет 45 дней.

Требования гражданина о расторжении договора купли-продажи в связи с пропуском гарантийного срока (3 года) ответчиком в добровольном порядке удовлетворены не были.

Решением суда первой инстанции исковые требования гражданина были удовлетворены частично, а вышестоящий суд решение суда первой инстанции отменил, в удовлетворении требований было отказано. Отменяя решение суда первой инстанции, апелляционный суд исходил из того, что истец обратился с требованиями о расторжении договора купли-продажи за пределами установленного гарантийного срока. При этом доказательств наличия существенных недостатков у автомобиля, возникших в период гарантийного срока, он не представил.

Однако суд апелляционной инстанции при определении окончания гарантийного срока не учел положения п. 3 ст. 20 Закона о защите прав потребителей, в соответствии с которыми в случае устранения недостатков товара гарантийный срок на него продлевается на период, в течение которого товар не использовался. Этот период исчисляется со дня обращения потребителя с требованием об устранении недостатков товара до дня выдачи его после ремонта.

В рассматриваемом примере автомобиль находился в ремонте в течение первого года гарантии - 10 дней, в течение третьего года гарантии - 59 дней. С учетом этого датой окончания основной гарантии является 17 декабря 2013 г., истец обратился к официальному дилеру с требованием расторгнуть договор купли-продажи 15 ноября 2013 г., а с иском в суд - 13 декабря 2013 г.

Поскольку срок выполнения гарантийного ремонта превысил 45 дней, выявленный недостаток автомобиля является существенным - он не мог быть устранен без несоразмерной затраты времени, что не было учтено судом апелляционной инстанции.

Алексей Ворочев, заместитель прокурора





Нравится


Комментарии

У вас недостаточно прав на публикацию комментария

Комментарии ВКонтакте