Содружество науки и производства
- [ 14.09.2019 | 
- Комментариев: 0
-  | Просмотров: 1549 | 
- Экономика и производство  ]
В рамках пресс-тура, прошедшего 5 сентября, представители городских и областных СМИ посетили объекты промышленного производства предприятий атомного кластера Новоуральска. В поездке также участвовали глава НГО Владимир Цветов, его заместитель Михаил Черницкий и председатель комитета по экономике и инвестиционной политике администрации Ирина Широкова. Прослушав небольшой инструктаж по поведению на закрытых объектах, охраняемых войсками Росгвардии, и оставив за пределами охраняемой территории все средства связи, мы двинулись в путь.
Первая остановка — на площадке «Экоальянса». Генеральный директор предприятия Тарас Андреевич Пекарский провел для гостей экскурсию по конвейерному цеху и рассказал, что на сегодняшний день «Экоальянс» является ведущей российской компанией, которая выпускает каталитические системы нейтрализации отработавших газов. Оснащение ими автомобильного транспорта — единственное средство, позволяющее эффективно улучшить экологический показатель автомобиля. Являясь частью системы выпуска, нейтрализатор предназначен для снижения выброса вредных веществ с отработавшими газами автомобиля, отвечая за экологическую безопасность автомобильной техники.
Компания имеет собственное научно-исследовательское подразделение, которое осуществляет разработку новых типов катализаторов и усовершенствование существующих, обладает собственным полным технологическим циклом — от разработки и лабораторных испытаний до серийного выпуска готового изделия. Физико-химические основы производства катализаторов всегда были и остаются собственными результатами работы коллектива специалистов, а состав разрабатывается «Экоальянсом» индивидуально для каждой модели автомобиля. Начальник лаборатории катализаторов ООО «Экоальянс» Сергей Петрович Денисов рассказал о лаборатории контроля качества, обладающей оборудованием на зависть многим зарубежным производителям, и продемонстрировал журналистам современный испытательный стенд компании «Хориба», который позволяет тестировать продукцию не только под стандарты ЕВРО-5, но и ЕВРО-6. Дело в том, что температура работы катализатора достигает 1000 °С, а автомобили эксплуатируются в дождь и снег, зимой и летом. Можно представить, какие технические раздражения испытывает этот элемент автомобиля, отвечающий за экологическую безопасность. Ресурс должен сохранять свои технические характеристики даже после пробега автомобиля более 100 000 км. Потому и направлено так много сил на контроль и моделирование результатов, с таким подходом можно быстро и достоверно прогнозировать ресурсное поведение новых катализаторов. В дальнейшем планируется обновление конвейерного и лабораторного оборудования.
Много сил и знаний специалистов завода было потрачено на формирование рынка автомобильных катализаторов России. Совместными усилиями специалистов российских автозаводов и УЭХК были разработаны продукты, соответствующие мировому уровню. Именно с ними впервые в России автомобили АвтоВАЗа прошли сертификацию в международном сертификационном центре ЮТАК (Франция) на соответствие требованиям Евро 2, Евро 3, а затем и Евро 4.
Благодаря компании «Экоальянс» сегодня сотни тысяч автомобилей, оборудованных российскими катализаторами, обеспечивают чистоту воздуха. Но оборудование без специалистов — просто кусок железа, необходима команда единомышленников, профессионалов. Самый дорогой актив на заводе, конечно же, коллектив с богатыми традициями. Со штатом всего 162 человека «Экоальянс» является единственной специализированной компанией в стране, которая предоставляет комплекс услуг по экологизации автотранспорта для автомобильных предприятий. За весь период работы завод не имеет претензий по качеству и логистике. Именно катализаторами «Экоальянса» отечественные автомобили впервые в России прошли международную сертификацию на соответствие мировым экологическим стандартам.
Все эти годы завод не просто жил, а развивался, постоянно преодолевая жёсткую конкуренцию иностранных производителей автокатализаторов. Сегодня главная задача ООО «Экоальянс» – дальнейшее укрепление позиций на российском рынке автокатализаторов и выход на новые рынки.
Следующим пунктом пресс-тура стало предприятие НПО «Центротех». Сначала посетили производство накопителей энергии на литий-ионных аккумуляторах. Встретил группу генеральный директор Илья Владимирович Кавелашвили. В технологии производства используются наноструктурированные материалы, которые позволяют достигать наилучших характеристик аккумуляторов при их промышленном производстве.
Предприятие может изготовить любые накопители для электротранспорта различных типов и мощностей, выполнить их монтаж и ввести в промышленную эксплуатацию. В настоящее время в ООО «НПО «Центротех» ведутся работы по запуску производства накопителей для внутризаводского и пассажирского электротранспорта и объектов энергетики. Литий-ионная батарея, произведенная в Центротехе, заряжается в 4 раза быстрее, причем от обычной бытовой розетки 220 В, не требует полного разряда перед началом зарядки, полностью герметична, имеет широкий температурный диапазон эксплуатации, а срок службы в 3-6 раз дольше, чем имеющиеся на рынке аналоги. Уральский электрохимический комбинат первым опробовал на себе новшество. Сегодня в цехах УЭХК используется только электротранспорт (тележки, кары, погрузчики) с литий-ионными системами накопления электроэнергии. Кроме того, переоснащены две системы оперативного постоянного тока подстанций. Активно ведется работа по тиражированию опыта УЭХК и на другие предприятия, такие как АО «ПО «ЭХЗ», Выксунский металлургический завод (АО «ВМЗ»), ООО «Энергоремонт» (дочернее предприятие АО ЧМЗ) и другие.
Продемонстрировали гостям и уникальную автоматизированную линию поверхностного монтажа печатных плат. Самое интересное в ней — система для установки SMD-компонентов на подготовленную перед этим плату. Чудо-автомат имеет систему захвата и управления, обеспечивающую взаимодействие установочных головок и транспортной системы с системами центрирования, коррекции и опознавания компонентов. Механизм в определенном порядке заправляется лентами с микроэлементами, система захвата выбирает в соответствии с программой необходимый компонент и вставляет в пазы подготовленной поверхности. Дальше платы переходят на участки паяльщиков, а затем — к специалисту контроля качества. С помощью современного и точного оборудования сотрудник просматривает готовые платы на наличие дефектов. Такая линия — универсальное решение для сборки печатных плат различной сложности.
По словам Ильи Владимировича Кавелашвили, для предприятия очень важно расширять рынок сбыта и провести модернизацию оборудования, сохранить науку и все, что касается НИОКР. По его мнению, идея создания НПО — привлекать специалистов разных направлений для создания новых продуктов, — себя оправдала.
В финале пресс-тура — знакомство с образцом промышленного 3D-принтера второго поколения. Принципиальное отличие разработки от уже существующих на рынке принтеров в том, что он — полипорошковый. Уникальная система регенерации порошков позволяет параллельно с процессом печати разделять два типа порошков, отличающихся по фракционному составу, возвращая регенерированный порошок обратно в установку печати. Это существенно снижает расход порошков и, как следствие, себестоимость изделий. Работы по созданию двухлазерного двухпорошкового аддитивного комплекса велись с конца 2015 года. Напомним, что его разработкой занимались АО «УЭХК», ООО «НПО «Центротех», АО «НПО «ЦНИИТМАШ» и еще несколько предприятий и научных институтов Госкорпорации «Росатом», усилия которых объединил отраслевой интегратор ООО «Русатом — Аддитивные технологии», он входит в состав АО «ТВЭЛ». Как отметил И. В. Кавелашвили, производительность двухлазерной системы по сравнению с однолазерной увеличена на 60%. В планах предприятия — запуск и наладка производства порошка, необходимого для печати на этом 3D-принтере. Сейчас запущено два проекта по созданию установок для его изготовления. Первый — газовое распыление металла, получаемые гранулы — до 150 микрон, которые можно будет использовать в аддитивных технологиях и металлургии. Уже сейчас идут работы по монтажу установки. Второй проект будет запущен в работу в первом полугодии 2020 года.
К сожалению, поездка быстро подошла к концу. И как показал пресс-тур, мнение о том, что в России нет конкурентоспособных предприятий, производящих высокотехнологичную продукцию, — необоснованно. Это доказывается объектами промышленного производства предприятий атомного кластера Новоуральска: и двадцатипятилетним опытом работы завода автомобильных катализаторов, ныне «Экоальянсом», и НПО «Центротех», которое есть не что иное, как творческое содружество науки и производства. Все увиденное говорит о том, что у нас в стране есть достойные предприятия.
vk.com/nnews24