Медный след в ядерном Новоуральске

УвеличитьВ "закрытом" Новоуральске разворачивается экологический скандал. Как выясняется, в ЗАТО, где обогащают уран, на протяжении нескольких лет тоннами свозятся крайне опасные промышленные отходы. Яды лежат под открытым небом, в их утилизации как будто никто и не заинтересован.

На полигон, который на правах долгосрочного арендатора содержит ООО "Утилис", свозятся химические отходы из ряда российских регионов. При этом "ядовитая помойка" расположена в черте города. Рядом – гаражи, жилые дома, школы и детсады. В 300 метрах - детский мотовелоклуб.

По традиции первыми тревогу забили не городские чиновники, а общественники. Это произошло осенью 2017 года.

"Водители самосвалов рассказали, что отходы везут и везут, что резко увеличились объемы. Мы приехали туда и увидели, какое безобразие творится. Лежат огромные пакеты с неизвестным содержимым, многие из них порваны. Все это скидывается в яму, туда же сваливается снег. Подтаяло – и все эти яды потекли с грунтовыми водами в почву, водоем", - рассказал "Уралинформбюро" местный активист Игорь Латкин.

Общественники самостоятельно взяли на полигоне "Утилис" пробы отходов и отправили их на анализ.

"Когда увидели результаты – волосы дыбом встали. Там в сотни раз превышены предельно допустимые концентрации (ПДК) по ртути, кадмию, хрому, свинцу. Но самое убийственное по мышьяку – в 770 тысяч раз!" - подчеркивает Игорь Латкин.

Началась бумажная возня. Горожане несколько раз направляли письма в городскую прокуратуру и в Росприроднадзор по Уральскому федеральному округу, обращались к городским депутатам, подключили регионального уполномоченного по правам человека Татьяну Мерзлякову и даже направили письмо в Администрацию президента РФ. Наконец, в феврале 2018 года состоялись депутатские слушания с участием мэра Новоуральска Александра Баранова. Было принято решение о создании рабочей группы и "дорожной карты", определившей основные мероприятия.

Возможно, ситуация не достигла бы такой критической точки, если бы городские власти вовремя обратили на нее внимание. Вопрос о свалке поднимался еще несколько лет назад: Денис Сизов (в ту пору депутат свердловского Заксобрания – прим. ред.) заявил о том, что в город на автомобилях завозятся отходы. "Но вопрос поставил неправильно – дескать, везут без паспортов. Паспорта ему предоставили. И обвинили в самопиаре. Более того, были даже угрозы парламентарию. На этом дело закончилось", - отмечает Игорь Латкин.

 

Как выяснилось в ходе депутатских слушаний, в числе поставщиков "Утилиса" – большой список предприятий. В первых рядах - холдинг УГМК (поставляет порядка 30% отходов) - ОАО "СУМЗ" (Среднеуральский медеплавильный завод).

"Компания "Утилис", как пылесос, работает. Хватается за все. Финансовое сопровождение идет неплохое. Привезти отходы, бросить их и получить за это 400 миллионов - неплохо?" - рассуждает Игорь Латкин.

"Утилис" имеет непростую историю: за последние несколько лет у него неоднократно менялись учредители, сообщает издание "Компромат-Урал". По данным источника "Уралинформбюро", плата одного только УГМК составляет сотни миллионов рублей.

По словам горожан, фуры едут в Новоуральск и днем, и ночью. Из Ревды (там расположен СУМЗ – прим. ред.), Медногорска, Тюмени, Омска, Кыштыма и других российских городов тоннами свозятся яды. И это в 80-тысячный город, где расположены хранилища радиоактивных отходов!

На депутатских слушаниях директор ООО "Утилис" Андрей Овчинников пояснил, что до 2015 года предприятие занималось захоронением отходов, после чего – в связи с изменениями в законодательстве – начало принимать их только на хранение.

"Полигон располагает картой, специально построенной для размещения отходов 3 класса опасности, и прошел госэкспертизу. Отходы поступают как в таре - в мешках, так и в рассыпном виде, когда они сгружаются самосвалами. Проникновению опасных частиц в почву и воду препятствует глиняный замок", - цитирует Овчинникова местная газета "Нейва".

Так откуда же взялся мышьяк?! Напомним, что к 3-му классу относятся средне опасные отходы. В частности, соединения марганца, серебра, никеля, меди, бензосодержащие отходы, соляная кислота, фосфаты. После их воздействия природа уходит "в нокдаун" на 10 лет. Но это при условии, что полигон закрыт. А если поставки на него идут нескончаемым потоком, то десятилетка восстановления откладывается год за годом. Сегодня это ориентировочно 2028 год.

"Есть технологический регламент обращения с опасными веществами, где четко прописано, как следует хранить подобные отходы. Должны быть стены, крыша, бетонный пол, предохраняющие от кислотно-щелочного проникновения. И отходы различных производств ни в коем случае не должны смешиваться, поскольку начинаются необратимые процессы. А здесь – положили вместе, перемешали и смотрят, что будет. Полная безответственность! Собственник компании лукавит насчет классов опасности складируемых отходов. Дескать, не выше 3 класса опасности. Ничего подобного! Мышьякосодержащие однозначно относятся ко второму!" - отмечает Игорь Латкин.

По данным городской администрации, в 2016 году на полигон "Утилиса" поступило 13,5 тысячи тонн отходов 3-го класса опасности, а только в 3-м квартале 2017-го - 4,7 тысячи тонн. Можно предположить, что спрос на свалку, защищенную от тех же активистов "Гринписа" забором с колючей проволокой и пропускным режимом, растет с каждым годом.

"В том числе отходы производства олеума (раствор серного ангидрида, который нельзя разбавлять водой – прим. ред.) и серной кислоты, осадок мышьякосодержащий (!!!) обезвоженный, отходы производства черной меди... И хранятся они с явными нарушениями. Отходы приняты на хранение сроком более чем 11 месяцев с целью дальнейшей утилизации. Но поскольку в настоящее время нет технологии их переработки, велика вероятность, что храниться они будут до 2035 года - вплоть до окончания эксплуатации полигона", - приводит "Нейва" слова главного специалиста горадминистрации по охране окружающей среды Натальи Никитиной.

30 марта глава Новоуральска Александр Баранов встретился с гендиректором УГМК Андреем Козицыным. "Медный король" попросил тайм-аут в две недели, чтобы собрать информацию и разобраться в ситуации.

Горожане надеются, что Козицын предложит разумный сценарий действий – остановит завоз отходов СУМЗа и найдет для них свалку за пределами Новоуральска. И, конечно, заберет то, что УГМК уже привезла на хранение.

Как сообщила "Уралинформбюро" депутат новоуральской гордумы Елена Стрельцова, Межрегиональное управление №31 федерального медико-биологического агентства России (Новоуральск) 28 марта возбудило административное расследование в отношении ООО "Утилис". "Они возьмут анализ атмосферного воздуха, как только потеплеет – анализ почвы и воды. Однако в их компетенцию не входит анализ самих отходов, поэтому руководитель управления Татьяна Бовенкова направила в окружной Росприроднадзор письмо с просьбой исследовать ввозимые "Утилисом" отходы и сообщить о результатах", - отметила депутат.

Новоуральцев удивляет позиция, которую заняли в городской прокуратуре и в окружном Росприроднадзоре. Надзорное ведомство назначило проведение собственной проверки только на май. А в Росприроднадзоре не сочли нужным подключить сотрудников к рабочей группе – несмотря на неоднократные обращения горожан.

"Ситуация с полигоном волнует всех новоуральцев. Ведь только 1% отходов – это новоуральские, а 99% свозятся из других городов", - подчеркивает Стрельцова.

Кристина ШАБУНИНА

uralinform.ru





Нравится


Комментарии

У вас недостаточно прав на публикацию комментария

Комментарии ВКонтакте