Владимир Машков: "Мы до сих пор ищем подходящую модель государственного устройства"

Увеличить– В стране все еще идет поиск подходящих моделей государственного устройства, функций и полномочий регионов, – считает мэр г. Новоуральска Свердловской области, член Попечительского совета «Регионов России» Владимир Машков. Действующий политик прокомментировал вопрос о передаче дополнительных полномочий регионам. 

Прокомментируйте, пожалуйста, высказывание вице-премьера Аркадия Дворковича на пленарном заседании Красноярского экономического форума о «бессмысленности» передачи дополнительных полномочий регионам. 

– Во-первых, надо определиться, о каких полномочиях идет речь – о политических, экономических или каких-то других. По-видимому, Дворкович, рассуждая о «бессмысленности» передачи полномочий регионам, имел в виду большей частью экономические полномочия. 

Президент Б.Н. Ельцин очень некорректно высказался в свое время: «Берите полномочий, сколько хотите или сколько переварите». После известной фразы Ельцина много чего случилось. Регионы бросились брать полномочия, переделывать Конституции. В одной из Конституций даже было право на отделение, на выход из РФ. Кто-то перестал платить налоги, кто-то на свой лад переименовал Госсовет, к примеру, была Государственная Дума Ямала. 

Затем пошел обратный процесс. На сегодняшний день все субъекты имеют наименование в соответствии с Конституцией, унифицированы все законодательные органы, везде действует жесткое требование платить налоги. Конституции соответствует все региональное и муниципальное законодательство. За этим внимательно следит Прокуратура и соответствующие органы. 

Однако в какой-то момент власти, видимо, поняли, что слишком перегнули палку в другую сторону, поэтому регионы стали просить дополнительных полномочий в тех или иных сферах, в том числе из-за того, что финансирование каких-то переданных из Федерации в субъект полномочий обеспечивалось не полностью. 

Таким образом, необходимо внимательно посмотреть, насколько переданные регионам полномочия соответствуют их потребностям и функциям. С другой стороны, обжегшись на молоке, мы дуем на воду. Поэтому нам сейчас надо найти какую-то середину в вопросе передачи полномочий. 

Кстати, в свое время мы были в Германии, в Дрездене – Дрезден находится на территории земли, которая называется Свободное государство Саксония. И это никого не коробит – есть единая Германия, и ни один регион не собирается из нее выходить. 

Вопрос о передаче полномочий в регионы дискутируется в Правительстве с 2011 года, когда Президент Дмитрий Медведев на Петербургском экономическом форуме назвал децентрализацию одним из условий развития страны. Нынешнее заявление Дворковича – это изменение политики Правительства? 

– О политике сейчас говорят очень много. Ведутся споры, как мы будем называться – русская нация или россияне. Все мы - граждане России, но, с другой стороны, встает вопрос о национальности. Если мы по-другому станем называть татарина или ингуша, они не перестанут от этого быть татарином или ингушом. 

Поэтому, отвечая на поставленный вопрос, мы должны исходить все-таки не из неких предполагаемых структур, которые все равно условны. К примеру, границы субъектов тоже очень своеобразно нарезались при большевиках в определенный момент под очередного героя гражданской войны или партийного деятеля, а потом он отправлялся в мир иной, и границы меняли. Думаю, что здесь нужно действовать с учетом исторических традиций. 

Вообще, побросавшись в разные стороны, мы сегодня пытаемся найти истину во всех этих вопросах и очень четко определиться с учетом нашего исторического опыта. В принципе, это нормально. Нормально и то, что в поиске находятся государственные деятели такого уровня, как Дворкович – я думаю, что он достаточно грамотный и умный человек, несмотря на его молодость. Идет поиск подходящих моделей, начиная с гражданства, государственного устройства, функций и полномочий регионов. 

Между правительственной рабочей группой и представителями регионов идет длительная дискуссия об объеме непрофинансированных полномочий. На Ваш взгляд, «создание министерств по отдельным регионам, компаний, госкорпораций» как «особых временных механизмов» – это удачная мера переходного периода? 

– В одно время госкорпорации критиковались со стороны ряда ведущих политиков страны. Владимир Путин в свое время отметил, что госкорпорации – это не плохо и не хорошо, это данность сегодняшнего времени. Когда в экономике происходили центробежные процессы, в том числе и определенный развал экономики, то госкорпорации – ГК «Ростехнологии», ГК «Росатом» – взяли на себя очень серьезные функции по обеспечению деятельности стратегических направлений страны, а это энергетика, оборонный комплекс, ядерная безопасность страны. Поэтому я думаю, что «особые временные механизмы» – это действительно данность сегодняшнего дня. Посмотрим, что будет дальше. 

В советское время был опыт создания региональных министерств – Хрущев придумал совнархозы, потом их вместе с Хрущевым убрали, хотя в их работе, до определенной степени, был и положительный опыт. Поэтому сегодня Министерство регионального развития может пойти по принципу создания подобных министерств в региональных правительствах и выстроить их условную цепочку, чтобы в уровневой системе государственной власти, и федеральной, и региональной, не было несостыковок. 

Владимир Путин считает, что нельзя передавать на региональный уровень полномочия по контролю в сфере здравоохранения, трудового законодательства и продовольственной безопасности, по фитосанитарному контролю, а также по техническому надзору. Насколько обоснованной можно считать позицию Владимира Путина? 

– Я бы вообще начал с вопроса обеспечения безопасности страны, внешней и внутренней – это функции, которое государство должно обеспечивать в первую очередь. Во-вторых, я бы добавил те функции, о которых сказал Президент. Особенно в части здравоохранения – речь идет о жизни и здоровье людей. Это не значит, что у нас не должна развиваться частная медицина, но государство должно держать эту сферу под контролем. К сожалению, мы можем наблюдать печальный опыт других стран. Недавно были очень жесткие, тяжелые наступления на Великобританию по поводу тех безобразий, которые творятся в медицине, казалось бы, настолько щепетильной и знаковой державы. Таким образом, эту функцию надо держать под контролем, тем более, у нас система здравоохранения требует очень серьезных вливаний, в том числе со стороны федерального центра, и, естественно, контроля за расходом этих средств. Что до надзорных функций, их однозначно должно выполнять государство. 

gosrf.ru





Нравится


Комментарии

У вас недостаточно прав на публикацию комментария

Комментарии ВКонтакте