Владимир Машков: "Смешанная избирательная система – самый оптимальный вариант"
- [ 06.02.2013 | 
- Комментариев: 0
-  | Просмотров: 3325 | 
- Политика и местная власть  ]
– Насколько оправдана необходимость изменения существующей пропорциональной избирательной системы?
– В избирательной системе мы перепробовали разные варианты. Из них наиболее оптимальной оказалась смешанная система, поэтому к ней и возвращаемся. Тем более, что уже сегодня по смешанной системе проводятся выборы в крупных муниципалитетах. К примеру, в Новоуральске прошла кампания по выборам депутатов, половина которых избиралась по одномандатным округам, половина – по партийным спискам. То же самое - в законодательных органах субъектов РФ. Теперь Госдума будет формироваться по аналогии, таким образом, российская избирательная система выстроится по одному принципу, самому оптимальному и проверенному, на мой взгляд.
– Можно ли судить о том, как будут проходить выборы при смешанной избирательной системе? Каковы Ваши прогнозы относительно будущего состава Госдумы?
– Одномандатники – более знаковые люди. Так получалось всегда, потому что по одномандатным округам так просто пройти нельзя, избиратели выбирают уважаемого человека. Поэтому получается, что даже в Думе одномандатники воспринимаются как более статусные депутаты при всем уважении ко всем остальным – депутаты все-таки равны независимо от того, как они избирались.
Во-вторых, в данном случае партии внимательнее смотрят при подборе кандидатов по партийным спискам, потому что эти люди будут поддерживать авторитет партии. А параллельно с изменением системы избрания сенаторов верхней палаты, учитывая собственный опыт Российской Федерации, смешанная система будет самым оптимальным вариантом. Мы уже такие выборы проводили и формировали федеральные органы власти, в данном случае – Государственную Думу.
– Существуют ли какие-либо риски использования смешанной системы?
– В свое время была такая ситуация, когда крупные холдинги, олигархические структуры выдвигали на выборах «своих людей», которые выступали лоббистами данных структур. Но тогда Президент очень жестко высказался в их адрес, чтобы они занимались бизнесом, а в политику не лезли. Поэтому сегодня каждый занимается своими делами. Россия пережила достаточно серьезный опыт за два десятилетия, за это время в каждой сфере сложились свои профессиональные команды. Поэтому, на мой взгляд, повторения прошлого опыта быть не может, хотя, конечно, из правил есть исключения. Но в целом сегодняшние риски уже не влияют на общую ситуацию.
– Какие меры необходимо принять, чтобы введение смешанной системы улучшило избирательную ситуацию в стране и в целом активизировало политическую деятельность?
– Избирательная ситуация сама по себе улучшается, особенно с введением смешанной системы. Одномандатники, которые отвечают перед конкретным избирателем, всегда более активны и делают реальные вещи. Когда действовала такая система, мы получали очень много федеральных денег. Скажем, город Нижний Тагил получил федеральные деньги на реконструкцию Верхне-Выйского гидроузла, модернизацию мощной городской котельной Уралвагонзавода, реконструкцию детской больницы – фактически строительство новой больницы. Это очень серьезные федеральные деньги. При этом трудно вспомнить – они не на слуху – серьезные проекты, которые пробили другие депутаты Госдумы.
Одномандатники обычно очень жестко и прагматично работают с федеральным бюджетом, и это положительно сказывается на регионе. Субъекты РФ будут выигрывать, поскольку одномандатники будут избираться от разных регионов, от Дальнего Востока и Западной Сибири до Поволжья и Центральной России.
– Как на избирательную систему может повлиять восстановление избирательных блоков?
– Накануне федеральной кампании можно подумать о восстановлении блоков. Однако иногда через блоки в Государственную Думу заводились лоббисты определенных компаний – чуть ли не накануне выборов создавались организации, которые входили в блок и таким образом протаскивали «своих людей». Я не исключаю того, что избирательные блоки можно и нужно восстанавливать, но в них должны участвовать авторитетные организации.
С другой стороны, в блоки должны входить организации, близкие по духу, по программным соображениям и задачам. Иначе будет как в старом анекдоте: если скрестить ужа с ежом, получим метр колючей проволоки. А организационная и программная структура входящих в блок организаций должна усиливаться, чтобы они становились более авторитетными. В прошлом мы набили на блоках много шишек, поэтому вернуться к ним можно с учетом уже сделанных ошибок, чтобы их не повторять.
gosrf.ru