Участие граждан в охране общественного порядка
- [ 04.02.2015 | 
- Комментариев: 0
-  | Просмотров: 2920 | 
- Политика и местная власть  ]
2 июля 2014 года вступил в законную силу Федеральный закон от 2 апреля 2014 г. № 44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка».
Федеральный закон «Об участии граждан в охране общественного порядка» имеет рамочный характер и устанавливает необходимые правовые основы участия граждан в охране общественного порядка, в том числе определяет принципы и формы участия, вопросы взаимодействия граждан с органами внутренних дел, применения физической силы народными дружинниками.
Федеральным законом предусмотрено 5 основных форм участия граждан в охране общественного порядка.
Во-первых, это содействие правоохранительным органам. Оно предполагает участие в охране общественного порядка, в том числе при проведении массовых мероприятий, информирование полиции о правонарушениях и угрозах общественному порядку.
Вторая форма - помощь правоохранительным органам в поиске пропавших без вести. Участвовать в ней согласно закону могут только совершеннолетние граждане. Прописаны права и обязанности добровольцев.
Третья форма - работа в качестве внештатных сотрудников полиции. В законе установлены конкретные требования к таким лицам, определены их полномочия.
Четвертая форма - участие в деятельности общественных объединений правоохранительной направленности. Основными направлениями работы этих объединений являются содействие в охране общественного порядка, участие в предупреждении и пресечении правонарушений, распространение правовых знаний.
Особое внимание в законе уделено пятой форме - народным дружинам. Прописаны порядок их создания и деятельности, приема в них граждан.
Народные дружины создаются по инициативе граждан Российской Федерации, изъявивших желание участвовать в охране общественного порядка, в форме общественной организации с уведомлением органов местного самоуправления соответствующего муниципального образования.
Также, Федеральным законом определены полномочия дружинников. Дружинникам выдаются удостоверения и форма, а также они проходят специальную подготовку. Предусмотрены правовые и социальные гарантии, а также меры поощрения для внештатных сотрудников полиции и народных дружинников.
Кроме того, народным дружинникам и внештатным сотрудникам полиции по месту работы предоставляется ежегодный дополнительный отпуск без сохранения заработной платы продолжительностью до десяти календарных дней.
Порядок предоставления органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления народным дружинникам вышеперечисленных льгот и компенсаций устанавливается законами субъектов Российской Федерации.
В Новоуральском городском округе Решением Думы Новоуральского городского округа от 24 сентября 2014 года № 102 утверждено Положение об оказании поддержки гражданам и их объединениям, участвующим в охране общественного порядка, создании условий для деятельности народных дружин на территории Новоуральского городского округа, согласно которому полномочия органов местного самоуправления по оказанию поддержки гражданам и их объединениям, участвующим в охране общественного порядка, созданию условий для деятельности народных дружин, предусмотренные федеральными законами, законами Свердловской области осуществляются Администрацией Новоуральского городского округа.
Материальное стимулирование деятельности народных дружинников осуществляется в порядке, установленном постановлением Администрации Новоуральского городского округа.
С целью поощрения за активное участие в деятельности по охране общественного порядка народные дружинники могут быть награждены муниципальными наградами Новоуральского городского округа.
Награждение народных дружинников муниципальными наградами Новоуральского городского округа осуществляется по основаниям и в порядке, которые установлены муниципальным нормативным правовым актом Думы Новоуральского городского округа, регулирующим вопросы награждения муниципальными наградами Новоуральского городского округа.
Необходимо подчеркнуть, что граждане, участвующие в охране общественного порядка, не вправе выдавать себя за сотрудников органов внутренних дел (полиции) или иных правоохранительных органов, а также осуществлять деятельность, отнесенную законодательством Российской Федерации к исключительной компетенции этих органов.
Старший юрисконсульт ПГ майор внутренней службы И.Ю. Шабалина