Надо жить, играючи
- [ 23.02.2012 | 
- Комментариев: 0
-  | Просмотров: 4396 | 
- Отношения и психология  ]
«Покажите мне, как ребёнок играет, и я скажу вам, как он будет учиться в школе» - говорил классик детской психологии Д.Б. Эльконин. Игра – любимое и очень важное занятие ребёнка. Играя, малыш обучается и развивается. Но, к сожалению, родителям часто не хватает времени, а иногда и умения поиграть с ребенком в интересную и полезную для него игру. Но есть игры, на которые понадобиться не более 5-10 минут, а для развития личности и психологического здоровья малыша они бесценны.
С совсем маленькими детьми очень полезны игры, в которых между малышом и взрослым устанавливается эмоционально-чувственное взаимодействие, телесный контакт: это всем известные «Сорока-ворона», «По кочкам, по кочкам, в ямку – бух!», игры с подбрасыванием, покачиванием, поглаживанием малыша. Ребёнок в этих играх учится доверять окружающим, чувствует себя любимым, защищённым.
Годовалые дети очень любят игру в прятки, когда мама «прячется», закрывая лицо ладошками, а потом снова появляется, или накрывает малыша салфеткой и снимает её. В этой нехитрой игре ребёнок начинает понимать, что мама и окружающий мир не исчезают, когда он их не видит. Это снижает чувство беспокойства и беспомощности, если мамы нет рядом, ребёнок становится более уверенным и активным.
С ребёнком 2-3 лет можно поиграть в догонялки. Кроме того, что происходит эмоциональная разрядка, и малыш физически развивается, он учится психологически отдаляться от мамы или папы на некоторое расстояние, чувствовать себя автономно, независимо.
Возраст 4-7 лет – это период творческих, ролевых игр. Ребенок берёт на себя роль, на время перестает быть собой, становится кем-то другим. Необходимо поддержать игровой замысел ребёнка, взяв на себя роль. Например, мама может стать маленькой дочкой, а дочка – мамой. В этих играх преодолевается детский эгоцентризм, ребёнок осваивает сложный мир человеческих взаимоотношений.
Есть особая категория игр и игрушек, которые принято называть развивающими. Сегодня их выбор в магазине очень богат. Но не менее полезны, но более доступны, игры, в которые можно играть между делом, используя то, что есть под рукой:
- - "Узнай, что это?"- с закрытыми глазами ощупывать предмет и называть его;
- - "Ласковые лапки"- прикасаться предметом к руке, щеке, отгадывать предмет;
- - "Что звучит?"- стучать предметом, узнавать по звуку;
- - "Что в руке?"- спрятать предмет в руке и ярко его описать ("маленькая, круглая, с дырочками, к рубашке пришивают");
- - "Чего не стало?"- убрать один из 3, 5 предметов, сказать что исчезло.
- - "Раскопай"- засыпать крупой или горохом в глубокой миске различные мелкие предметы и находить их и т.п.
Эти игры многофункциональные, так как развивают различные психические процессы - внимание, восприятие, память, мышление. Дети очень любят чувствовать себя большими, взрослыми. А если родители позволят и ребенку быть ведущим в этих играх, самому задавать вопросы, то у малыша будет развиваться инициатива и чувство собственного достоинства.
Играя с ребёнком, можно не только его развивать, но и лечить, оказывать психотерапевтическое воздействие. Подвижные игры с правилами помогают снизить импульсивность, двигательную расторможенность малыша. Играя в больницу, можно преодолеть страх медицинских процедур. С помощью песочной игротерапии решаются многие эмоциональные проблемы ребёнка.
Очень важно, чтобы до школы ребёнок наигрался вдоволь в самые разные игры. Но не менее важно, что взрослые, играя с сыном или дочкой, сами становятся на время детьми и лучше их понимают. Поэтому, давайте играть - это полезно всем, и большим и маленьким!
Уважаемые читатели! В рубрике «Семейный совет» вы можете задать вопрос детскому психологу, ответ на который будет опубликован в одном из ближайших выпусков нашей газеты. Вопросы можно задать по телефону: 6-28-35.
Вопрос: Мне кажется, что мой сын по сравнению с детьми в группе, не такой развитый. Многие уже бегло читают, а он – только по слогам. Рисует неважно. Считает с ошибками. Что делать, чтобы не было проблем в школе?
Ответ: Сначала надо выяснить, действительно ли есть проблема с развитием мальчика или это Ваше субъективное мнение. Посоветуйтесь с воспитателем, со специалистами, соберите достаточно информации, чтобы можно было объективно оценить возможности ребёнка. Если выяснится, что опасения преувеличены, постарайтесь справиться со своей тревожностью и сомнениями, не передавать их ребёнку. Готовьтесь к школе вместе - читайте, рисуйте, считайте.
Если же проблема реально существует, есть много возможностей помочь ребёнку: обратиться к специалистам в нашем городе или Екатеринбурге, заниматься самостоятельно или в группах развития. Даже если ребёнок в чём-то отстаёт, у него всегда есть и сильные стороны. Возможно, не дано Вашему сыну стать художником, но он будет успешным в спорте. А может быть, стоит заняться музыкой, ведь известно, что она стимулируют развитие интеллекта, в том числе и математических способностей. У каждого свой темп развития, детская психика очень пластична, поэтому важно верить в своего ребёнка и вовремя ему помочь.
Ирина Родионова,
детский психолог
"Новоуральская газета" №6, 2012 год