Город Новоуральск и государство. Отношения сложные, но не безнадёжные

Новоуральск с самого своего основания был городом "государственным". Мы все в той или иной мере работали на государство. Кто-то из нас работал на УЭХК, обогащал уран, нужный государству, кто-то обслуживал этих людей. Лечил, учил, возил на автобусах. И все блага наши, новоуральские шли напрямую от государства же.

Мы были примерно тем же, чем при царях были казаки. Отношения казачества с властью были простыми и понятными. Царь казаку - какие-то небольшие привилегии, казак царю - абсолютную верность и добросовестную службу. Примерно всё как и у нас, новоуральцев. Только вот недавно в этой тесной связи города и государства наметился небольшой разлад. Но мы восприняли его довольно болезненно. Как это всё случилось, попробую объяснить.

Начну издалека. Ещё недавно мы все гордились тем, какой у нас комбинат большой. 

Самый большой в мире. Самым большим он был в частности и из-за того, что на нём работало много людей, не особо причастных к основной его работе, обогащению урана. Строители, железнодорожники, автомобилисты, работники вспомогательных производств.

Было удобнее, чтобы все эти люди были "под одной крышей". За людьми, которые находятся в непосредственном подчинении было легче следить. Ими было легче управлять. Кому легче отдать приказ, своему подчинённому или представителю сторонней организации, который только работает на твом объекте? Естественно, "своему" легче. Вот поэтому комбинат и "разбух". Кстати, то же самое было характерно и для других, неядерных производств в СССР. Они росли и в их составе появлялись цеха и участки, которые основным производством не занимались.

Наступило безвременье девяностых, так называемые "мутные времена". Власть в России выпустила из рук очень многое. Но не атомную отрасль. Её государство продолжало поддерживать. И город Новоуральск тоже. Потому что очень плохо, если люди с оружием в руках спорят о том, кому владеть алюминиевым заводом. И совсем недопустимо, если начнётся "вооружённая конкуренция" за ядерное производство. Государство поддерживало нас в духе тех времён, то есть оставляло на комбинате и в городе значительную часть прибыли от продажи урана за рубежом. Свою долю получали все работники УЭХК, как связанные, так и не связанные с производством урана. Что-то оставалось и городу. Это был золотой век Новоуральска, своеобразный "коммунизм посреди дикого капитализма".

Безвременье кончилось и государство решило перестроить атомную отрасль по-рыночному. У нас в городе получилась как бы "перестройка, опоздавшая на двадцать лет". Проводить такую перестройку в девяностые государство не рискнуло, а теперь обстановка более спокойная, теперь можно. Вот поэтому атом разделили на "коммерческий" и "военный". Новоуральск - центр именно "коммерческого" атома.

Государство, озаботившись повышением прибыли, решило убрать из состава комбината все неядерные производства. Сделать их самостоятельными предприятиями. В том числе и для того, чтоб не платить людям, которые впрямую не связаны с переработкой урана "слишком большую" зарплату. Раньше-то доля прибыли делилась на всех. А теперь выделившимся из состава УЭХК "дочкам" нужно будет зарабатывать самостоятельно. И на зарплату работникам тоже. В том числе и искать заказы на стороне. Поиск заказов на стороне - дело хлопотное и быстрых прибылей не сулящее. Поэтому зарплаты многих работников с началом этой новоуральской "перестройки" сократились.

Кстати, подобный вывод непрофильных производств "за скобки" - это беда не только Новоуральска. Такое происходило во многих местах. Везде этот процесс был болезненным. Но нас-то государство всегда поддерживало. А теперь вдруг бросило в рыночный омут. Это для многих в городе было шоком. И темой для митингов .

Пошли разговоры о "приватизации" комбината. Чуть ли не о том, что те деньги, которые сначала доставались нам, теперь Сами Знаете Кто потратит на золотые унитазы в своём дворце. Ну и как обычно про то, что власть "всё разворовала". Как на грех все эти "перестройки" пришлись на выборное время. И для "партии власти" город Новоуральск оказался практически потерянным. Хотя раньше новоуральцы всегда власть поддерживали.

А куда пошли деньги, сэкономленные таким "жутким" образом? Рискну предположить, что пошли они не на золотые унитазы, а на совершенствование ядерного оружия. Время сейчас неспокойное. Почему я подумал именно так? Потому что слышал краем уха, что в городе Лесном жизнь потихонечку становится лучше. Тем, кто делает бомбу, поднимают зарплаты. И многие из тех , кто раньше ушёл с ядерного предприятия, теперь возвращаются обратно. Это в Лесном.

А у нас всё чуть сложнее. Положительным моментом в жизни города стало то, что на "дочки" комбината пошли устраиваться люди, раньше работавшие на АМУРе и во всяких других местах, где зарплата была гораздо меньше.

Резкое падение авторитета государственной власти в городе естественно встревожило эту самую власть. Приехал глава "Росатома" и стал раздавать обещания. О том, что у нас скоро тут будет "самый главный" ядерный центр. И скоро мы начнём как сыр в масле кататься. Как мне кажется, делаются эти обещания только для того, чтобы сохранить ту самую "невидимую нить", что связывает нас, новоуральцев и государство. Но сохранить эту связь будет очень сложно. Доверие новоуральцев к государству было основательно подорвано.

Так что же, не стоит верить этим обещаниям? Почему же нет? Стоит. "Росатом" сейчас на подъёме. Он осуществляет крупные проекты как в России, так и за рубежом. И у него хватит средств для того, чтобы организовать "нечто великое" и в нашем городе. Только на это нужно время. Процветание обязательно придёт, но не сразу. А людям хотелось бы процветания прямо сейчас. Вот и случился у нас разлад между городом и властью. И как на грех накануне выборов.

Александр Гурин

"Новоуральская газета" №7, 2012 год



Нравится


Комментарии

У вас недостаточно прав на публикацию комментария

Комментарии ВКонтакте