Статус, забор и менталитет

Много лет назад, будучи еще совсем маленькой девочкой, я искренне недоумевала, почему мои многочисленные родственники - бабушки, дедушки, тети, дяди, братья и сестры - не приезжают к нам в гости? Ведь у нас все намного лучше, чем у них – у нас в магазинах колбаса, мороженое в вафельных стаканчиках, а не в бумажных, бесплатные автобусы, красивая новогодняя елка на Автозаводской, театры, библиотеки и столько всего интересного. А ещё хорошо помню ощущение, когда на электричке в холодные зимние вечера мы с семьей подъезжали к станции Верх-Нейвинский, и я, увидев знакомый вокзал и огни в окнах домов, знала, что сейчас мы пойдем через проходную, а за ней - совсем другой мир. Прошло много лет, но мой родной город до сих пор дарит мне чувство обособленности, особой атмосферы комфорта и безопасности.

Разговоры о скором открытии города идут уже не первый год. Еще десять лет назад то, что возможен такой вариант развития событий, и представить было сложно. Мы же живем в городе, где размещено крупнейшее в мире производство по обогащению урана! Поэтому о перспективе ликвидации забора говорили на уровне слухов, домыслов, как о чем-то невозможном, недопустимом. Никто тогда и подумать не мог, что секретный комбинат станет вполне себе мирным производством. Что градообразующему предприятию не потребуется ограничительный периметр и охрана вокруг территории города, а доступ в Новоуральск станет свободным и беспрепятственным абсолютно для всех желающих.

И вот прошло совсем немного времени, и общественное сознание новоуральцев плавно стали готовить к тому, что перспектива ликвидации забора неизбежна. Об этом на всех уровнях все интенсивнее, по нарастающей, говорят чиновники администрации округа, руководство Уральского электрохимического комбината, представители Росатома, топливной компании «ТВЭЛ», областные власти. Но пока с одной лишь оговоркой, мол, окончательное решение об открытии города будет принято с учетом мнения жителей Новоуральска. Но будет ли на самом деле услышано мнение горожан? Ведь пока на общегородском уровне не проводилось даже элементарного опроса, не говоря уже о референдуме.

К слову сказать, тема референдума по вопросу открытия города в преддверии выборов Главы Новоуральского городского округа поднималась не единожды. Представители политических партий, депутаты Думы и даже Глава администрации Валерий Попов считали идею с референдумом вполне состоятельной. Но подготовительной работы никем инициировано не было, поэтому референдум не проводился. Возможно еще и потому, что руководство госкорпорации Росатом сочли проведение такого рода мероприятия преждевременными, т.к. пока все же подавляющее большинство горожан против открытия города. Для того, чтобы не получить отрицательный результат, скорее всего, было принято решение продолжить работу с общественным мнением и всем заинтересованным в открытии города сторонам консолидировать усилия. Поэтому, если референдуму и быть, то не в ближайшем будущем.

С другой стороны, никакой гарантии того, что при решении вопроса о дальнейшей судьбе города будет учтено мнение его жителей, по сути, нет. Государство у нас, как известно, правовое. Потому и любой изданный нормативно-правовой акт может отрегулировать этот вопрос в кратчайшие сроки. Ликвидировать статус ЗАТО, а вместе с ним и снять ограничения на въезд в город, может документ, принятый на федеральном уровне. В Законе Российской Федерации «О закрытом административно-территориальном образовании» указано, что предложение о создании, преобразовании или об упразднении закрытого административно- территориального образования вносится Правительством Российской Федерации, решение о создании, преобразовании или об упразднении закрытого административно-территориального образования принимается Президентом Российской Федерации. В соответствии с пунктом 2 статьи 1 вышеупомянутого Закона Российской Федерации, при установлении и (или) изменении границ закрытого административно-территориального образования и при его преобразовании требования законодательства Российской Федерации об учете мнения населения не применяются (в ред. Федерального закона от 22.11.2011 N 333-ФЗ).

 Теперь о том, что касается общественного мнения. Как известно, в большинстве закрытых городов у жителей складывается особый менталитет. Менталитет в русском языке определяется как образ мышления, мировосприятие, духовная настроенность, присущие группе. Что касается новоуральцев, то большинство горожан, приехавших сюда по распределению, строивших этот город, а также тех, кто здесь родился и вырос, воспринимают свой родной город как закрытую территорию. За всю свою сознательную жизнь они привыкли к ограничениям, связанным с особым режимом, но в то же время, привыкли и к привилегиям статуса ЗАТО: относительной безопасности, в отличие от других открытых территорий, повышенному уровню бюджетной обеспеченности, социальной защищенности, 20%-й «уральской» надбавке к зарплате. Поэтому можно предположить, что люди старшего поколения, не склонные к резким изменениям образа жизни, предпочтут жить в закрытом городе.

Новоуральская молодежь, о проблемах которой много говорится в последнее время, думает несколько по-другому. Раз город закрытый – у него нет перспектив развития. Раз у Новоуральска нет перспектив развития – значит нет перспектив и у меня. Поэтому большинство молодых и качественно образованных людей предпочитают спокойной жизни в Новоуральске карьерный рост в крупных городах. Опять же предполагаю, что большинство из молодого поколения будут высказываться за открытие города. Большинство, но не все. Наверняка, из соображений иметь перспективу комфортного и безопасного воспитания своих детей, против снятия ограничительного периметра будут молодые семьи. Студенты и молодежь, нашедшие свое призвание в городе и связывающие свою дальнейшую жизнь с Новоуральском, тоже не станут ратовать за ликвидацию забора.

А тем временем, пока горожане обсуждают плюсы и минусы возможного открытия города, на областном уровне уже всерьез обсуждают перспективы «незакрытого» Новоуральска. Новые производства и как следствие новые рабочее места, строительство объездной дороги для направления транспортных потоков в объезд города, запуск скоростной электрички до Екатеринбурга и другие нововведения, призванные «осчастливить» жителей Новоуральска. Только вот бурной поддержки со стороны общественности принятые меры пока не находят. Не потому, что новые производства городу не нужны, а потому, что большинство считает, что не надо реорганизовывать и сокращать уже существующие рабочие места.

Теперь о том, что касается статуса ЗАТО. Закрытое административно-территориальное образование, в соответствии с Законом Российской Федерации «О закрытом административно-территориальном образовании», это имеющее органы местного самоуправления административно-территориальное образование, созданное в целях обеспечения безопасного функционирования находящихся на его территории организаций, осуществляющих разработку, изготовление, хранение и утилизацию оружия массового поражения, переработку радиоактивных и других представляющих повышенную опасность техногенного характера материалов, военных и иных объектов для которых в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства устанавливается особый режим безопасного функционирования и охраны государственной тайны, включающий специальные условия проживания граждан (в ред. Федерального закона от 22.11.2011 N 333-ФЗ). При этом, в статье 3 Закона о ЗАТО поясняется, что особый режим безопасного функционирования организаций и (или) объектов в закрытом административно-территориальном образовании включает: установление контролируемых и (или) запретных зон по границе и (или) в пределах указанного образования; ограничения на въезд и (или) постоянное проживание граждан на его территории, включая установление перечня оснований для отказа во въезде или в постоянном проживании.

Таким образом, само наличие статуса ЗАТО, который по оценкам чиновников приносит городу дивиденды в виде субвенций и дотаций на сумму порядка 400 миллионов рублей, подразумевает наличие ограничительных мер, направленных на обеспечение особого режима безопасного функционирования Уральского электрохимического комбината. И в случае, если город все же сохранит свой статус, ограничения, которые налагает Закон о ЗАТО, не исчезнут вместе с забором. А это ограничения на право ведения хозяйственной и предпринимательской деятельности, владения, пользования и распоряжения природными ресурсами, недвижимым имуществом, вытекающие из ограничений на въезд и (или) постоянное проживание, ограничения на создание и деятельность на территории ЗАТО организаций, учредителями которых являются иностранные граждане, лица без гражданства, иностранные некоммерческие неправительственные организации, отделения иностранных некоммерческих неправительственных организаций, организации с иностранными инвестициями.

В случае, если поправки в Закон о ЗАТО все же будут приняты, то это позволит малому и среднему бизнесу чувствовать себя более комфортно. Но будет ли при этом комфортно и удобно простым горожанам, которые хотят порядка в своем городе, хотят не бояться за сохранность своего имущества и не опасаться за свою безопасность и безопасность своих детей? В то же время, для того, чтобы развиваться, городу жизненно необходимы инвестиции - финансовые и организационные вливания извне, которые позволят решить вопросы наполняемости бюджета за счет налоговых поступлений, вопросы занятости населения, но при этом позволят сохранить высокий образовательный уровень и будут обеспечивать достаточный объем социальной защищенности. Но приток желающих создать новые производства в Новоуральске, в случае если город станет открытым, никто не гарантирует. Да, существуют специальные программы поддержки ЗАТО на переходный период, но эти программы, равно как и объемы финансовой помощи из федерального и регионального бюджетов, рано или поздно закончатся, а Новоуральску и его жителям придется жить дальше и решать насущные проблемы без помощи сверху.

Мы и сами не замечаем, как постепенно отвыкаем от всех тех привилегий, которые нам давала закрытость города – стабильной социально-экономической обстановки, качественного медицинского обслуживания, дополнительных социальных льгот и гарантий, а главное - мы отвыкли от чувства стабильности и уверенности в завтрашнем дне. Поэтому каждому из нас предстоит самостоятельно выводить для себя формулу будущего родного города, просчитав все плюсы и минусы «закрытого» и «свободного» существования.

Виктория Ганич

"Новоуральская газета" №41, 2012 год




Нравится


Комментарии

У вас недостаточно прав на публикацию комментария

Комментарии ВКонтакте