Непрестижная профессия: сестричка, помоги!

Сегодня эта фраза звучит почти как анекдот. Обычно разговаривают по-другому: «Я к вам пришел, и вы должны…» А что, собственно, она, медсестра, должна? Выполнить предписанные врачом процедуры. Но мы хотим еще и вежливости, хотим иногда поговорить «за жизнь», рассказать о своих болячках. И обижаемся, что нас, оборвав на полуслове, часто не слишком вежливо, выпроваживают за дверь, потому что в коридоре сидят еще человек 10-20, изнывая от ожидания, и попав, наконец, в кабинет, срывают злобу на этих самых «сестричках», которые «должны». А они, бедолаги, пашут на полторы-две ставки, потому что сестричек, как и нянечек, катастрофически не хватает. Какая уж тут вежливость?.. Да что там сестры и нянечки, если и врачей-то не хватает? Скоро и эту профессию можно будет записывать в непрестижные.

Цитирую заведующего поликлиникой №3, а по совместительству депутата городской Думы, Николая Винокурова:

- В настоящее время укомплектованность врачами в ЦМСЧ-31 составляет 66%, из них 43% - люди пенсионного возраста (представляете, что будет, если, не дай бог, все они в одночасье уйдут на заслуженный отдых?; С.А.). Например, у нас в поликлинике работает хирург, которому 74 года.

Еще одна цитата, теперь уже от начальника ЦМСЧ-31 Андрея Морозова:

- Нет притока молодежи, продолжается старение коллектива. Мы в Свердловской области, по сути, тасуем врачебные кадры, а лучшие из них поглощает частная система здравоохранения.

А чему тут удивляться? Какой может быть приток при таких-то зарплатах? Средняя зарплата медсестры, например, 7-8 тысяч рублей, а у санитарок и вовсе – 3-3,5. Неудивительно поэтому, что из 20 выпускников нашего медколледжа только двое(!) идут в бюджетную медицину, остальные «рассасываются» по частным клиникам или вовсе уходят из профессии.

Когда-то в наш город стремились и врачи, и медсестры. Во-первых, по материальным причинам. Здесь платили больше, чем в области. Во-вторых, социальный пакет был богаче: жилье, санаторно-курортное обеспечение, детские сады и ясли – со всем этим проблем не было. Теперь все наоборот. У меня, как у потенциального пациента и реального налогоплательщика возникает вопрос: «А зачем? Зачем все эти пертурбации из федеральной медицины в муниципальную, а затем обратно в федеральную?» За последние несколько лет наша медсанчасть уже трижды сменила название и ведомственную принадлежность: ЦМСЧ-31 при третьем главном управлении Минздрава СССР, ЦГБ (Центральная Городская Больница) при городской администрации и, наконец, снова ЦМСЧ-31, только теперь уже при ФМБА РФ (Федеральное медико-биологическое агентство).

Мне могут возразить, что, мол, решаем-то не мы, а там, наверху. Вот и плохо, что не мы! Жираф, конечно, большой, но и ему не всегда видней. Подтверждение тому – недавняя отставка министра здравоохранения Татьяны Голиковой. Хочется надеяться, что перманентная реформа системы здравоохранения, как и всего остального, когда-нибудь закончится. Но, как говорится, свежо предание… За последние двадцать лет само это слово «реформа» у нас стало ругательным. Вот и еще одно «ноу-хау» нашего Минздрава, так называемая «модернизация системы здравоохранения», вызывает множество вопросов, хоть и звучит красиво и обнадеживающе. Суть ее, как объяснил мне Николай Винокуров, в том, что за каждого «лишнего», т.е. принятого сверх норматива больного и врачу, и медсестре положена надбавка в 30 рублей.

- При норме 20 человек в день, только ленивый не может дополнительно заработать 5-10 тысяч сверх оклада, - говорит Николай Васильевич. – У нас в поликлинике некоторые врачи и медсестры зарабатывают и по 20 тысяч.

Хорошо. Тогда почему под эту самую «модернизацию» не попадают, например, медсестры из кабинета ЭКГ, а в прививочном кабинете эту надбавку сократили вдвое? Хочется спросить господ Морозова и Винокурова: «Где деньги, Зин?»

И еще один болезненный вопрос – умопомрачительная разница в зарплате между чиновниками от медицины и практикующими врачами и медсестрами, о санитарках я уже молчу. Ну нельзя начальнику учреждения получать почти в 100 раз больше, чем практикующему специалисту. Даже в советские времена чиновники себе такого не позволяли. Мой отец, будучи главным инженером СМУ зарабатывал не намного больше, а в иные месяцы и меньше, чем, например, каменщик высокого разряда.

Умерьте аппетиты, господа! И не надо кивать на федеральные законы, которые, якобы, не позволяют увеличить, пусть не оклады, но хотя бы надбавки к ним, тем же медсестрам. Позволяют, уверяю вас. Просто ВАМ это не надо. Есть одна очень хорошая мудрость: «Кто хочет что-то сделать – ищет средства, кто не хочет – ищет причины». И сколько бы вы, руководители городского здравоохранения, ни сетовали на несовершенство наших законов, которые позволяют вам платить зарплату вашим санитаркам на грани прожиточного минимума, меня лично это не убеждает. Как говорил Станиславский: «Не верю!»

А то, что они (санитарки) все поголовно пьянствуют, и поэтому с ними приходится периодически расставаться, тоже, мягко говоря, не совсем истина.

Не хочу подставлять человека, поэтому не называю ее имени, но одна из ваших подчиненных, Николай Васильевич, сказала мне: «Да какие они пьяницы? Ну, есть такие, которые «позволяют себе». Но работу-то они делают за двоих, а получают за одну».

И вы хотите, чтобы у вас не было текучести кадров? Ну, уволите вы эту санитарку, а она уйдет мыть полы в какой-нибудь частный магазинчик или офис, и будет зарабатывать за два-три часа столько же, а то и больше, чем за восемь в поликлинике. Мыть медицинский кабинет и кабинет в офисе или пол в магазине – это, как говорят в Одессе, две большие разницы.

Кое-кто скажет мне: «Легко поучать со стороны, а сам-то ты попробуй сядь в руководящее кресло и «сделай красиво». Примерно такую же фразу сказал мне лет 15 назад тогдашний глава города Леонид Пенских: «Сережа, ты думаешь, мне нравится сидеть в этом кресле с гвоздем посередине?»

Я ему ответил тогда:

- Леонид Кузьмич, не нравится – не сидите.

- Приходится, - вздохнул он так, как будто его в это кресло чуть ли не на аркане затащили.

Между прочим, у нынешнего главы города Александра Зайцева жена тоже медсестра по профессии. Так может быть он по старой памяти и из чувства солидарности с бывшими коллегами своей жены вместе с городскими медицинскими боссами и депутатами сядут рядком и подумают ладком. А вдруг и местная власть сможет что-то сделать для представителей этих «непрестижных» профессий…

Сергей Антонов

"Новоуральская газета" №28, 2012 год




Нравится


Комментарии

 Обновить

 
-1 #1 Пациент 16.04.2014 11:59
Дело не только в зарплате, но и в отношении к людям. Удивляюсь некоторым мед.сестрам и врачам. К примеру, я считаю(да и другие родители), что Менькова - УЖАСНЫЙ педиатр в детской поликлинике. Не дай БОГ попасть к ней на прием. Ей бы на заводе работать, болванки нарезать. А не здоровьем детей распоряжаться. НЕКОГДА ей, детей на участке много да и зар.плата маленькая, как утверждает сама Менькова.
 

У вас недостаточно прав на публикацию комментария

Комментарии ВКонтакте