«Если встретите в Новоуральске женщину с ведрами урана, не пугайтесь»
- [ 02.04.2015 | 
- Комментариев: 0
-  | Просмотров: 2892 | 
- Политика и местная власть  ]
65 лет Новоуральск прожил за высоким забором, огораживавшим градообразующий Уральский электрохимический комбинат от лишних глаз, а рядовых горожан от многих социальных проблем. Но в марте 2014 года вступил в силу закон, который кардинально изменит судьбу этой и всех других российских запреток. Их мэры собрались в уральском городе, чтобы скоординировать дальнейшие действия. Как будет обеспечиваться безопасность города в эпоху военно-политических конфликтов, все ли в порядке с радиационной обстановкой на территории и какие проекты обеспечат ЗАТО опережающее развитие, рассказал глава Новоуральска Владимир Машков.
— Тяжело ли управлять «атомным» ЗАТО? Все-таки ответственность гораздо выше, чем у коллег по мэрскому корпусу?
— В свое время один из министров обороны РФ сказал: «Армией командую я и сержанты». Перефразируя, я могу сказать, что мэры сегодня сержанты власти. У нас непростая доля. Нет у тебя ни выходных, ни праздников, могут ночью разбудить или позвонить из Росатома. МЧС звонит, если что-то случилось, полиция докладывает. Естественно, администрация губернатора, правительство области. Прокуратура, следственный комитет, налоговая... Это «сверху», а также горожане со своими проблемами, предложениями.
— По какому поводу к вам силовики наведываются?
— С проверками и не только. Вот недавно меня свидетелем вызывали в Следственный комитет. Какие-то структуры якобы незаконно занимаются бизнесом. Сидишь, как на пороховой бочке.
— Но ведь эта работа хорошо оплачивается?
— Мы — чернорабочие власти. Вот недавно писали, что у нас перерасходы на содержание муниципальных служащих. Так в Новоуральске некоторые директора учебных заведений зарабатывают больше, чем глава города. Я благодарен работающей со мной сегодня отстроенной команде. В ней, в том числе, очень много женщин работают в муниципальном управлении на нищенские деньги. К примеру, секретарь в приемной получает 12 тысяч рублей в месяц. У специалиста доход чуть больше. Мы — главы муниципалитетов, обсуждали эту тему с губернатором. После кризиса 2008 года администрация Новоуральского округа была сокращена на 40%. Это важно, если учитывать, что полномочий у местного уровня власти в последнее время добавилось, а штаты не увеличились. Не надо считать, что здесь весь хлеб маслом намазан. Это тяжелая и очень непростая работа. И не каждый ее выдерживает.
— А не приходится скучать по предыдущей работе в Заксобрании — более размеренной, предполагающей меньший объем ответственности?
— Здесь интереснее. Здесь личная ответственность, возможность инициировать проекты и их реализовывать.
— В ближайшие годы начнется снос заборов вокруг ЗАТО, и будет открыт свободный доступ на их территорию. Чья это инициатива?
— Практически нигде в мире структур, подобных ЗАТО, не осталось. В США, например, вблизи научных центров огорожены квадратные мили территории, а все остальное — это муниципалитет, земля штата. А у нас в стране более сорока ЗАТО с населением в десятки тысяч человек. Это огромные территории. Часть закрытых городов, особенно относящихся к Минобороны РФ, де-факто перестали ими являться — их покинули воинские части. Поэтому президент РФ решил разобраться с системой закрытых городов, провести их ревизию. Была создана рабочая группа, в которой приняли участие представители Росатома, федеральных структур. Совместно мы выработали ряд предложений по открытию городов, изменению их границ, ликвидации у некоторых статуса закрытых. Новоуральск один из претендентов на «открытие».
— Какие перспективы развития закрытых городов в период кризиса?
— В ЗАТО сейчас принимаются программы развития до 2020 года. В закрытых городах обветшала инфраструктура, износ сетей достиг 70% и более. Они начали ветшать внешне. Эту проблему надо решать. Но главное - это запуск прорывных проектов. Мы в марте согласовали с Росатомом и правительством области программу, главным пунктом которой стало создание инновационных зон, в том числе, индустриального парка. Площадка появится за территорией города, чтобы режимные условия не мешали ее развивать. Совместно с областными властями сделано два важных шага: проведено межевание территории, планировка с трассировкой внешних сетей. Планируется строительство объездной дороги. Трасса станет частью транспортной инфраструктуры региона. Мы расположены на траверсе между Московским и Серовским трактами. Если открыть город, не построив дорогу, то ведь грузовой транспорт пойдет напрямую через Новоуральск. Представляете, что будет с городом? Среди прочих направлений — развитие спорта, культуры, сельских территорий.
Следующий вопрос: где деньги? Президент в бюджетном послании призвал обратить особое внимание на моногорода, к которым фактически относятся и ЗАТО. Мы предложили включить запретки в федеральную программу моногородов, либо в программу территорий опережающего развития. В итоге был выбран второй вариант, ведь закрытые города постоянно вкладывают огромные средства в инновационные разработки. Закон о ТОРах вступил в силу несколько дней назад. Мы инициировали принятие поправок, которые позволят ЗАТО попасть под его действие уже с 2016 года.
— Чем вызван предстоящий переход Новоуральска от «двуглавой» системы управления к «сильному мэру»?
— Приняты поправки в 131-ФЗ, устанавливающие новые формы избрания глав городов: из числа депутатов и из числа кандидатов, отобранных специально создаваемой комиссией. Но закрытые города руководствуются еще и законом о ЗАТО. В нем пока нет этих новелл, но они подготовлены и будут внесены в документ, очевидно, в ближайшее время. После этого мы с депутатами соберемся и примем решение о новой системе избрания мэра. В любом случае мы будем обязаны привести устав города в соответствие с федеральным законодательством. Глава города, Гордума и сити-менеджер будут работать до конца срока полномочий — до 2017 года.
— А какая из названных систем видится наиболее эффективной для Новоуральска?
— Мы постоянно сканируем общественное мнение по этому вопросу, проводим соцопросы. Мы не отказываемся от Европейской хартии местного самоуправления. Но с учетом сложной военно-политической обстановки в мире и социально-экономической ситуации в России, конечно, нужно усиливать вертикаль власти. В этом плане выглядит оправданным вариант, когда мэр избирается депутатами местных Дум из кандидатов, представленных спецкомиссией. В нашем случае в эту комиссию будут входить еще и представители Росатома. Это разумно, так как мы входим в систему городов стратегического значения. У нас также есть предложение от общественных и депутатских объединений уменьшить количество депутатов в Гордуме. У нас их сейчас 30. Считаю, что это многовато, надо вернуться к 20. По нашей информации, в Госдуму внесен закон об отказе от нормы избрания в малых муниципалитетах не менее половины депутатов по партспискам.
— Тем не менее, в Новоуральске бурлит активная политическая жизнь. Город в Заксобрании представляют депутаты от КПРФ и ЛДПР. Тяжело с представителями оппозиции договариваться?
— У наших областных депутатов своя история, свои внутрипартийные разборки, в которые я не вмешиваюсь. Новоуральск - их родной город, которому они помогают, в том числе и из депутатского фонда. Выделяют деньги спортивным школам, учреждениям культуры и другим структурам. В нашей Гордуме представлены четыре партии: «Единая Россия», коммунисты, ЛДПР и «Справедливая Россия». Все серьезные решения их депутаты принимают оперативно и качественно. Например, область утвердила свой бюджет 2 декабря прошлого года, депутаты Новоуральской гордумы единогласно приняли городской бюджет 3 декабря.
— Хватает ли времени на работу в «Единой России»? Не мешает ли участие в партийной жизни основной деятельности?
— Я являюсь членом Центральной контрольно-ревизионной комиссии «Единой России» и по уставу партии не имею права входить в руководящие органы ее региональных или местных отделений. Тем не менее, я периодически бываю в свердловском отделении, особенно, когда возникают конфликтные ситуации.
— В разрешении каких внутрипартийных конфликтов приходилось участвовать?
— В прошлом году была ситуация по исключению из партии экс-руководителя Белоярской местной организации Александра Федорова, обвинившего руководителей регионального отделения во многих грехах. Я был в курсе дела, участвовал в переговорах, формулировал конкретные предложения. Ситуация затянулась, поэтому я сказал: либо Федоров начинает с нами работать, и мы доверяем друг другу, либо мы говорим ему «до свидания». В конце концов, было принято решение о его исключении.
— Поддерживаете ли отношения с вашим давним соратником по «Единой России», выходцем из Новоуральска Валерием Язевым? Он помогает городу?
— Валерий Афанасьевич работает в Госдуме, мы с ним хоть редко, но встречаемся. Он много времени проводит в Мурманской области, от которой избирался в последний раз, в Госдуме, в загранкомандировках. Но периодически приезжает в Новоуральск, поскольку в городе работают предприятия созданной им «Корпорации ЯВА». Если в городе что-то идет не так, то он подключается, подсказывает. Язев — Почетный гражданин города, и у него душа болит за Новоуральск.
— Прояснился ли вопрос о его участии в очередных выборах по Нижнетагильскому округу?
— Он сейчас думает над этим вопросом, и, видимо, ближе к выборам это решение будет приниматься им лично и руководством «Единой России». В партии Валерий Афанасьевич фактически с ее основания.
— Как строятся отношения с городской общественностью?
— Я поддерживаю тренд на укрепление вертикали власти от президента до главы города. Но чтобы не допустить сползание в авторитаризм, необходимо развивать общественное самоуправление и контроль. За два прошедших года была создана Общественная палата, избрана молодежная Дума и создана молодежная администрация. Был введен институт общественных советников главы города. Это авторитетные горожане, которые работают по различным направлениям: молодежная политика, экология, спорт, промышленность и ряд других. Действуют советы по межнациональным отношениям, два мощных профсоюза, советы ветеранов, общественное движение «Наш Новоуральск». У нас работает клуб ученых, практиков и теоретиков, которым сегодня уже за 70 лет. Я с ними встречаюсь системно, и каждый раз это часа два-три жестких разговоров, выходишь от них как выжатый лимон. Они очень много подсказывают, рассказывают, каким видят развитие города. И я очень благодарен, иметь таких учителей рядом — это дорогого стоит.
— Общественность Новоуральска недавно поднимала вопрос о радиационной безопасности. Страшно жить по соседству с Уральским электрохимкомбинатом, в недрах которого обогащается уран?
— У нас есть такая байка: «Если ты идешь по Новоуральску и встретил женщину с ведром урана, то не пугайся: с этой минуты у тебя тоже начался процесс обогащения». Мы даже сувениры в виде ведер с ураном изготовили. А если серьезно, то нас до этого больше травили соседние территории. В том же Верх-Нейвинском обжигали кабеля, перерабатывали старые аккумуляторы. Или работала отражательная печь Кировградского медеплавильного комбината и выбрасывала десятки тысяч тонн серы в воздух. Закрытые города с первых дней своего существования всегда были окружены специальным регистрирующим оборудованием, вопросу обеспечения экологической безопасности уделялось и уделяется самое пристальное внимание. Никогда аварий на комбинате, даже небольших, за 65 лет развития предприятия не было. Недавно у нас были корифеи американской ядерной программы, которым всем лет за 70. Умнейшие и опытнейшие мужики. Они походили по комбинату, посмотрели и сказали: «Вы лучшие в мире. И по технологии, и по безопасности».
— Новоуральск не обошли и болезненные для всей области проблемы. В ближайшее время в городе пройдет форум горожан по вопросу о незаконности системы начисления платежей за услуги ЖКХ...
— Один из организаторов этого мероприятия — так называемый Антикоррупционный комитет. Его представители пришли, рассказали мне, что есть ряд принципиальных вопросов и жалоб граждан по теме ЖКХ. Начиная от реализации закона о фондах капремонта, заканчивая деятельностью управляющих компаний. Члены комитета попросили провести это мероприятие в зале горадминистрации, и мы дали разрешение. По качеству обслуживания со стороны УК действительно есть системные вопросы. Непонятно и как капремонты сегодня будут идти. Если, к примеру, снова будут дома сайдингом затягивать, то народ возмутится. У нас уже несколько домов в него «одели» по ФЗ № 185. Представляете, если весь город будет в сайдинге? Эта технология, может быть, дешевле, чем другие, но она «убьет» архитектуру. Это касается не только Новоуральска.
— Выходит ли коммунальная тема в Новоуральске в политическую плоскость?
— Она, безусловно, будет иметь значение накануне выборов в Заксобрание. В Новоуральске этой темой занимаются партии. Выборы помогают высвечивать болезненные проблемы, помогают действующей власти вытаскивать болевые точки на свет, дают людям возможность активно их обсуждать, а власти принимать эффективные управленческие решения.
— Какие еще проблемы актуальны для вашего атомного города?
— Сложная ситуация со здравоохранением. В свое время наши медицинские учреждения были переданы в Федеральное медико-биологическое агентство. При переходе в прошлом году на одноканальное финансирование частично его объемы были уменьшены. В ЗАТО начала назревать конфликтная ситуация: увольнялись врачи, закрывались отделения больниц. К разрешению ситуации подключился президент Владимир Путин. Прошли проверки, по итогам которых в конце прошлого года Новоуральск получил дополнительно порядка 270 миллионов рублей. Тем не менее, проблема остается, мы ее держим на постоянном контроле.
— Лично видел в вашем городе полуразрушенное здание больницы...
— Это здание бывшей физиотерапевтической поликлиники. Оно было выставлено на продажу, там сейчас торгово-офисный центр, к сожалению. Была поликлиника, в нее ходили люди 20 лет на процедуры, и вдруг ее не стало. Народ, конечно, возмущается, особенно старшее поколение.
— В Новоуральске атомное предприятие, на котором должна быть строжайшая система безопасности. Уделяется ли его охране в связи с событиями на Украине большее внимание? И не страшит ли вас в связи с этим предстоящее открытие города?
— Безопасность в Новоуральске всегда была на особом контроле. Охраняется и комбинат, и город в целом. Эта система постоянно совершенствуется, проводятся учения. Мы разработали программу «Безопасный город» и с прошлого года начали ее реализовывать. В том числе, по установке на улицах суперсовременной сети видеорегистраторов, видеокамер, датчиков. У нас практически нет представителей из стран СНГ, не говоря уже о гражданах из дальнего зарубежья. Если они и заезжают, то по особым специальным разрешениям. Не имеет значения, будет ли город закрытый или открытый. Все равно мы останемся территорией с ограниченным посещением особыми категориями лиц.
— То есть останется возможность останавливать на въезде в город нежелательные личности?
— Заречный же открытый город, но мы все равно знаем, что просто так заехать и шляться по его улицам не получится. Все равно там действует особая система безопасности. И отдельно, конечно, охраняется входящая в этот город Белоярская АЭС. Отдельно хочу сказать, что мы закрыты для нехороших людей, но открыты для всех позитивных и талантливых. У нас постоянно проходят международные соревнования, конкурсы. В последнее время это были этап Кубка мира и молодежный чемпионат мира по натурбану, общероссийские соревнования по шорт-треку. Кстати, наша спортсменка Евгения Захарова стала чемпионкой России по этому виду спорта.
— Вы в свердловской политике более 10 лет. Видели многих мэров. Считаете ли кого-то из них своим учителем? Равняетесь на кого-то?
- Я с большим уважением отношусь к бывшему мэру Екатеринбурга Аркадию Чернецкому. Он тоже в мэры с детства не готовился. Ему приходилось всему уже на месте учиться, до прихода в городскую администрацию он был больше производственник. Если бывший губернатор Эдуард Россель открыл Свердловскую область миру, то Чернецкий превратил закрытый, промышленный и мрачноватый город в современный стильный, яркий международный центр. То, что журнал «Форбс» включил Екатеринбург в сотню городов мира с великим будущим, это, в том числе, заслуга бывшего мэра. С Аркадием Михайловичем я много работал в программном совете Екатеринбурга. Поэтому сейчас, когда я возглавляю группу по разработке стратегии Новоуральска до 2030 года, я активно использую наработанный в те времена опыт. Мы развивали и будем развивать Новоуральск не только как научно-производственный и инновационный центр. Новоуральск был, есть и будет центром образования, культуры, спорта. У Новоуральска есть будущее.
ura.ru