Новоуральский театр сдал экзамен по итальянскому
- [ 10.10.2018 | 
- Комментариев: 0
-  | Просмотров: 1429 | 
- Культура и искусство  ]
Одной из обсуждаемых тем последних лет является искусство театров малых городов. Список таких точек на театральной карте страны уже довольно внушительный и расти продолжает. Новоуральский театр музыки, драмы и комедии не был в Москве почти 20 лет, а потому к своему визиту отнесся в высшей степени ответственно. В 2000 году они приезжали в Москву с номинированным на «Золотую маску» спектаклем «Ах, высший свет».
Этот театр по стечению обстоятельств даже старше на несколько лет городка, в котором находится. Все дело в том, что он был основан в 1951-м при заводе, а статус города Новоуральск получил только в 1954 году. Времена закрытого города ушли в прошлое, сегодня театру хочется быть открытым, и у него для этого есть все возможности. Музыкальным фильмом «Труффальдино из Бергамо» (1976) режиссера Владимира Воробьева с участием Константина Райкина, Виктора Костецкого, Натальи Гундаревой, Валентины Кособуцкой с голосом Михаила Боярского в песнях засматривалась вся страна. Александр Колкер написал музыку, дававшую много свежего воздуха и солнца, иллюзию попадания в благословенную Италию, на берега Венеции. Тарантеллы, серенады, ритмы и темпы чувственных шаловливых песенок вкупе с сочными натурными съемками влюбляли в себя доверчивого зрителя.
Режиссер Елена Кузина нашла свой ключ к тому, чтобы хорошо знакомый музыкальный фильм не столько «стряхнул пыль веков», а, напротив, этой пылью припудрился: она окунула его в эстетику знаменитой итальянской комедии дель арте. В фильме «Труффальдино из Бергамо» много романтизма – обаятельного и полнокровного. В спектакле Новоуральского театра появилась роскошь дельартовской фактуры, главным образом в словесной партитуре, в «словаре» героев, а вместе с этим, разумеется, и в пластике ролей, и в жестах, и в интонациях. Вчитывание законов жанра в советский мюзикл давало захватывающий эффект объема, расширяло смыслы.
Спектакль, возможно, и был выбран для того, чтобы показать своего рода эстетический манифест Театра музыки, драмы и комедии – все три составляющих так или иначе были в нем представлены. Имена Панталоне, Смеральдины, Бригеллы, персона Капитана заиграли старинными обертонами, запахли не только венецианскими, но и неаполитанскими ароматами. В отсутствие явного сухого аутентизма режиссеру удалось дать зазвучать терпкости диалектов и сословий. Площадной характер пьесы Гольдони и века назад предполагал хлесткую злободневность, высмеивавшую нравы, а потому речь героев режиссер уверенно наделила современным сленгом.
Доктор Ломбарди, достающий своими латинизмами, вдруг начинает по-клоунски свистеть в ответ, недвусмысленно посылая пронзительным ритмом по известному адресу. Тупоголовый Капитан с парой извилин, слишком длинным, как и полагается в брутальной комедии, носом «прихрамывает» так, что нога доставала до носа. Травестийного Бригеллу играет Елена Ливенцова, виртуозно выполняя все режиссерские задачи по поддержанию стиля дель арте, высекая искры. Даже нежнейшее создание – юная Клариче (Анна Костарева) – поет одну из своих песен о том, что пора умирать от несчастной любви в свои 17 лет, так, что хочется смеяться.
А когда Смеральдина заявила почти под занавес, чеканя абсолютно в рифму со строкой Гольдони «Москва слезам не верит», зал взорвался аплодисментами. Костюмы художника Ивана Малыгина и Елены Чирковой тоже скроены по лекалам дель арте, но в каждом из них сквозят легкая асимметрия, небрежность, связывая прошлое с настоящим. Постановщики словно сдают экзамен итальянского и делают это гордо и самоуверенно, как если бы жили не в Новоуральске, а только что вернулись с берегов Средиземного моря.
В пару к заводному Труффальдино (Александр Колмогоров) здесь поставлена Смеральдина (Марина Салмина), они ведут спектакль, выступая посредниками между залом и сценой. Панталоне в исполнении Владимира Розина трогательно напоминает Сергея Мартисона в его заслуженные годы. А «звездой экрана» весь вечер остается Ирина Сумская в роли Беатриче, она же Распони, которая мастерски чеканит слова, задавая своим камертоном чистый тон ансамблю и изумляя диапазоном возможностей. И поет она столько же камертонно, хотя вокал у некоторых солистов, в особенности теноров, остается не самым сильным звеном. Но живой оркестр с Вячеславом Петушковым за пультом исправно выполняет свою компенсирующую функцию, прикрывая проблемы вокала залихватским блеском духовых.
ng.ru