Ослепнуть на час

Увеличить13 ноября отмечается Международный день слепых. Этим днем заканчивается месячник «Белая трость», призывающий обращать внимание на проблемы незрячих и слабовидящих людей. В этот день я надела на глаза повязку и на время «ослепла». В октябре у нас в городе уже проводилась подобная акция. Тогда молодогвардейцы задумали пройтись с завязанными глазами по бульвару Кикоина и ощутить на себе, что значит быть слепым. На этот раз мы собрались у магазина "Малыш". Было человек 20 - волонтеры из "Молодой гвардии" и члены Новоуральского отделения Всероссийского общества слепых.

На этот раз мы задумали не просто пройтись, а еще и прокатиться на автобусе. Мне надели повязку так, что я ничего не вижу.

Собираемся. Мне с завязанными глазами будет помогать передвигаться по улице Виталик - незрячий молодой человек. Наш маршрут проходил по ул. Юбилейной, далее мы с Виталиком по плану садимся в автобус и едем через 15 МКР до «Цветочного», а остальная колонна идет по Аллее Фоменко до того же Цветочного, где мы пересекаемся и идем к зданию общества слепых на ул. Комсомольской.

Во главе нашей колонны идет молодогвардеец Никита с плакатом "Протяни руку помощи". Ребята рисовали их сами. Мы с Виталиком идем следом, а за нами - остальные участники.

Ходят люди, ездят машины. Но мне не так страшно, как было в первый раз. Погода не такая скользкая и снежная, как тогда, поэтому я положилась на Виталика и лишь изредка спотыкалась.

Виталик идет с тросточкой. Мы постоянно куда-то влево уклоняемся, и Никита нам постоянно говорит: "Правее, ребята!". Мне кажется, что урны понаставлены не там, что люди ходят не там, а машины гудят прямо у моего носа. Слух обостряется. Хоть я и знаю эту улицу, этот тротуар, но у меня, когда я не могу видеть, складывается совсем иная картина. Улица в моем воображении то сужается, то расширяется.

Мы долго идем до остановки "Юбилейная", где нам надо сесть в автобус. Во всяком случае, мне эта дорога показалась очень долгой. Я понимаю, что мне надо приготовить деньги на проезд.

- Мне нельзя снять повязку, чтобы набрать нужных монет? - спросила я у Виталика.

- Нет, - ответил он. - Зачем снимать повязку? Попробуй почувствовать все сама.

Мы останавливаемся на остановке, я копошусь в кошельке, попросила одну из участниц нашей акции, у которой не было повязки на глазах, посчитать мои деньги.

- Не хватает двух рублей, - ответила она.

"Как я в этой груде мелочи в кошельке найду рубль?!" – подумала я. Моя помощница убежала за колонной остальных участников акции, а я изъяла из кошелька монетку.

- Это рубль? - спрашиваю у Виталика.

Он берет монетку и отвечает:

- Нет, это десятка.

- Блин!!! Да как же я определю, рубль это или нет?!

К счастью, с нами в автобусе собрался прокатиться один из молодогвардейцев, и он помог мне набрать эти злосчастные 2 рубля.

- Пойдем, автобус подъезжает, - сказал Виталик. И меня как будто подменили. Я стала упираться:

- Слушай, а может не надо? Не, я серьезно. Может, не пойдем?
- Пошли-пошли!

Никита первый зашел в автобус. Виталик спросил у выходящего человека:

- Какой это маршрут?

- Четвертый, - ответили ему. Позже он мне объяснил, что в этом случае ему повезло - нормально ответили. Бывает, что не отвечают или бурчат что-то типа: "Сам не видишь?".

- Смелей, поднимай ногу, держись за ручки, - говорит он мне.

Я пытаюсь забраться в автобус и кричу:

- Какие ручки?! Где ступеньки? Я не вижу! Не вижу! Где?

Я щупаю-щупаю, нащупать не могу. Виталик придерживает меня сзади, чтоб я не упала назад от паники. В итоге я что-то нащупала. Вцепилась в какой-то поручень. Виталик как-то без проблем поднялся по ступенькам. Двери автобуса закрылись. Я прислушиваюсь. Не могу понять, какого размера наш автобус и сколько там людей.

Никита говорит:

- Садитесь, тут есть свободные места.

Подводит к сиденью. Сажусь, двигаюсь, и Виталик садится рядом.

- Это ужасно, - говорю. - Мне страшно!

Потом из меня сыплются вопросы:

- Сколько тут людей? Тут есть кондуктор?!

Виталик спокойно ищет монеты. Подходит кондуктор. Виталик просит:

- Посчитайте, пожалуйста.

Без лишней раздражительности кондуктор взяла нужную сумму. В это время я тяну к ней ладошки с деньгами.

- Не торопись, - спокойно говорит Виталик.

Кондуктор берет мою мелочь, вручает билетик. Прямо в ладошку кладет. Я привыкла разглядывать цифры на нем и определять, счастливый билетик или нет. А тут прям ступор. Мы едем, а Виталик рассказывает:

- Первый раз, когда я один ехал в автобусе, я тоже сильно паниковал. Это было давно. Сейчас я уже наизусть знаю, где тут ступеньки и всё остальное.

Мы едем, и я понимаю, что определить, где мы сейчас находимся и где выходить, очень сложно. В нашем автобусе не объявляют остановки! У нас вообще в автобусах не объявляют остановок почему-то. По первому повороту я поняла, что мы поехали в 15 МКР, а потом заболталась с Виталиком. Через две остановки нам надо выходить, поэтому расстояние не такое уж и страшное - не растеряешься. Но как ездить из одного конца города в другой? Дергать кондуктора? А если это маршрутка?

Выйти из автобуса оказалось проще, чем зайти. Виталик мужественно помогал мне преодолевать все препятствия. У «Цветочного» мы ждали остальных.
Тем временем другие участники акции переходили через перекрестки.

Система такая: с одним "незрячим" человеком идет в паре зрячий. Только мы с Виталиком, как рыжие, были в одинаковом положении. Однако он может различать силуэты и даже понял, на каком автобусе мы ездили, я же этого понять не смогла. Для меня пространство было очень пугающим и будто огромным. Я не знала, где и что находится.

Мы дождались, пока ребята дошли до нас.

Осталось идти совсем чуть-чуть. Мы стоим напротив единственного в городе нормального «пищащего» светофора, который работает круглые сутки.

- Честно говоря, - рассказывает Виталик, - идти от этой остановки до общества слепых очень трудно. Сложно найти тротуар.

Мне становится не по себе. Я молчалива и печальна. Как же трудно! Как тяжело...

Подходим к конечной точке, я снимаю повязку. Экстрим на сегодня закончен. А для кого-то вся жизнь такой экстрим. Я пережила в слепоте всего какой-то час. И мне не хочется больше...

Мы идем с Виталиком по улице, теперь я его веду, где-то предупреждая:
- Ступеньки! Бортик!

- Не переживай, - говорит Виталик. - Я держусь за тебя так, что по твоим шагам понимаю, где мне нужно поднять ногу. Я чувствую по движениям и определяю, какие нужно предпринять действия.

Попрощавшись с Виталиком, я пошла по сумеречной улице, погрузившись в черно-белые раздумья. Может, что-то сдвинется. Может, что-то проймет...

Евгения Степанова

novouralsk-2014.livejournal.com





Нравится


Комментарии

У вас недостаточно прав на публикацию комментария

Комментарии ВКонтакте