Выставка уральской росписи

Увеличить16 января в студии "Акварель" открылась небольшая выставка уральской росписи. Организатором выставки стала Мария Свалухина.

Что такое уральская, вернее, урало-сибирская роспись, все, наверное, знают. Это двойной мазок. То есть на кисть набирают краску двух цветов, и мазок получается с растяжкой цвета: здесь - светлее, там - темнее. Если написать одним мазком лепесток, то он будет казаться объёмным, живым.

Роспись возникла в наших краях во времена догорнозаводские, в 17-м веке, во время второй волны переселения людей из Центральной России на Урал, когда осваивать уральские и зауральские земли стали крестьяне. Это искусство по происхождению крестьянское. 

Самыми крестьянскими районами Среднего Урала всегда были районы восточные - Алапаевск, Ирбит, Туринск. Они считаются уже за Уралом, ближе к Западной Сибири. Поэтому роспись и называется урало-сибирской. Скорее всего, приемы этой росписи были привезены из центра России или с Русского Севера, откуда были и сами крестьяне-переселенцы. А уже здесь, на Урале, роспись приобрела свой нынешний вид. 

УвеличитьЧеловека старых времён тянуло к красоте. Он стремился украсить любой предмет, к которому прикасались его руки. Так люди и стали украшать свои дома росписью. Сначала миски, солонки, туески, потом стены, шкафы и потолки. Из крестьянской среды выделились мастера, которые зимой ездили по деревням и расписывали и вещи, и интерьеры. 

А когда на Урал пришла первая индустриальная, демидовская эпоха, крестьянская роспись перекочевала в заводские города и посёлки. Люди подметили, что уральское железо хорошо тянется и гнётся, из него можно штамповать изделия довольно сложной формы. Так появились железные подносы. Постепенно их стали расписывать. Вот так возникли тагильские расписные подносы. Вскоре роспись подносов приобрела классические черты и стала одним из главных народных промыслов Урала.
Промысел то развивался, то переживал длительные периоды спада. И во время первых пятилеток совсем сошёл на нет. Все кустарные мастерские закрыли, а мастера состарились. И всё. Люди на Урале просто забыли, как писать цветочки двойным мазком. Возродили промысел только в пятидесятых годах.Об этом нам рассказала Мария Свалухина на открытии выставки.

УвеличитьА в наш город промысел пришёл так: однажды преподаватель уральской росписи из Нижнего Тагила Светлана Парышева проводила мастер-класс в Екатеринбурге. Мария посетила этот мастер-класс и в первый раз своими руками написала свой первый узор. Маша решила пригласить Светлану в наш город, чтобы провести мастер-класс уже здесь. Постепенно эти мастер-классы стали регулярными, и вокруг них сложилось сообщество людей, увлечённых уральской росписью. Эти люди и стали мастерами, чьи изделия выставляются сейчас.

Надо сказать спасибо Маше за то, что она сама организовала эти курсы уральской росписи, по сути, привезла в город новое для него направление декоративно-прикладного творчества. И именно благодаря ей, роспись в нашем городе стала развиваться. Можно сказать, что она создала ещё один центр народного промысла. И выставку эту организовала тоже она. Организаторский талант, как говорят, встречается гораздо реже всякого другого.

guriny

novouralsk-2014.livejournal.com





Нравится


Комментарии

У вас недостаточно прав на публикацию комментария

Комментарии ВКонтакте