В Новоуральском театре поставили «Евгения Онегина» с продолжением истории

УвеличитьНовоуральский Театр музыки, драмы и комедии поставил «Евгения Онегина», объединив оперу Чайковского и пушкинский «роман в стихах». Неожиданно. Ещё неожиданнее — театр вывел на сцену Онегина в весьма почтенном возрасте. Немощного и осознавшего в полной мере собственную драму.

Опера и роман в стихах, как известно, заканчиваются любовным разрывом Татьяны и Онегина. Его словами про «жалкий жребий» свой. Но в тот момент буйствует скорее гордыня. Не прибавив к Пушкину ни слова (кто бы осмелился?!), театр «дописал» то, что для читателя и зрителя остаётся обычно вопросом: а что стало с Онегиным после? Режиссёр Валерий Долганов решил показать то, «что стало». Немощный, в одиночестве переживающий свои страдания Онегин (роль поручили корифею театра Александру Гаврилову, и он ведёт эту неслыханную в истории театра партию состарившегося Онегина очень достойно) берёт в руки письмо Татьяны, и... ретроспективой разворачиваются воспоминания — сюжет Пушкина и музыкальная драма Чайковского.

В труппе — замечательная Татьяна (Ирина Галенкова), неплохой Онегин (Максим Галенков). Проблемы были с тенорами, партией Ленского. Жанр литературно-драматической фантазии, избранный театром, позволил использовать достоинства труппы и смикшировать то, в чём она не дотягивает до академической оперной. Партия Ленского сведена до минимума (сцена дуэли, например, представлена кинофрагментом). Зато Татьяна, с отличными вокальными данными исполнительницы, оказалась — заслуженно! — крупным планом настолько, что у критиков Екатеринбурга и Москвы, смотревших необычную трактовку «Онегина», возникло почти единодушное предложение: раз уж театр рискнул трансформировать жанр, то никто не упрекнёт, если спектакль назвать «Татьяна Ларина». А основания к тому есть...

Спектакль родился в непростой для коллектива период: театр менял статус и жанр, почти год работал в ситуации ремонта здания. Выход на сцену был ограничен. Но режиссёр и труппа использовали даже этот «минус»: «Евгений Онегин» играется в театральном фойе, в котором колоннада и балкон прямо-таки созданы для интерьера дворянской усадьбы. Эффект усилили, зачехлив колонны черновиками и рисунками Пушкина. Оркестр — на одной площадке с актёрами. В трёх шагах — зрители. В иных сценах (например, именин в доме Лариных) зрители оказываются в буквальном смысле поглощены действием. Становятся как бы его участниками. А это добавляет «нерва» перипетиям «Онегина».

Как к любому эксперименту, к новоуральскому «Евгению Онегину» возможны претензии. И они есть. В частности, по выразительности и аргументированности киновставок. По тому, от чьего лица идёт повествование. Почтенный Онегин открывает спектакль своими воспоминаниями — стало быть, он главный? Вместе с тем, в спектакль введён персонаж «от автора». Цитируя с книгой в руках пушкинский «роман в стихах», он соединяет таким образом фрагменты оперы. Получается, сюжет раскручивается «от автора», в третьем лице?..

Но это нюансы. В целом - хрестоматийный сюжет, превратившийся в «осуждение Онегина», вызвал большой интерес. После первого спектакля зрители сами (!) попросили актёров и режиссёра остаться, обсудить необычную трактовку. А сегодня «Онегин» проходит при неизменных аншлагах. Спектакль — не к дате, не для того, чтобы облегчить отрокам познание школьной программы, но... Может, потому и интересен?

oblgazeta.ru





Нравится


Комментарии

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Комментарии ВКонтакте