Кукольники мира отмечают профессиональный праздник

УвеличитьПраздник у кукольников принято отмечать на работе. Екатеринбургский театр кукол представит премьеру, Новоуральский театр кукол «Сказ» проведёт за ширму родителей маленьких зрителей, сыграют спектакли Краснотурьинский театр и «Мир на ладошке». Однако после праздника кукольники области вновь вернуться к проблемам — отнюдь не детским...

Со стереотипом «театр кукол = детский театр» бороться непросто. Впрочем, некоторые театры области уже несколько лет работают над постановками именно для взрослого зрителя. Успехов пока добились лишь Краснотурьинский и Екатеринбургский театры.

— С 2009 года мы регулярно включаем взрослые спектакли в афишу — говорит художественный руководитель Краснотурьинского театра Лариса Мокрушина. — Правда, много спектаклей в год выпускать мы не можем: бюджет небольшой, да и население всего 65 тысяч. Но главное — мы уже «приручили» взрослых зрителей, они к нам ходят, интересуются следующими премьерами...

С трудом зазывает к себе взрослого зрителя и Екатеринбургский театр кукол (ЕТК). Благодаря «сарафанному радио» у некоторых спектаклей уже есть свой зритель.

— Постановки для взрослых остро необходимы в театре кукол — хотя бы для профессионального роста артистов, — поясняет главный режиссёр театра Евгений Сивко. — Удивительно, но есть города, в которых взрослый зритель приучен — в Магнитогорске, Москве, Челябинске в кассы приходят за билетами не для детей — для себя. А нам бороться со стереотипом сложно, хотя периодически пытаемся. Вот и новый сезон начнём с постановки «Ромео и Джульетты» для взрослых.

Недетские спектакли пытались делать и в Нижнетагильском театре. Но... нет у тагильского зрителя привычки идти вечером в театр кукол — скорее уж в Драму или «Молодёжный».

В Новоуральском театре «Сказ» последний спектакль для взрослых сыграли в 1984 году. С тех пор подобных постановок нет. Такие спектакли требуют соответствующей сценографии, костюмов, денег — и времени, которого в плотном репетиционном графике мало.

— Зато у меня есть «рабочий портфель», — делится главный режиссёр театра кукол «Сказ» Александр Мирошкин. — В нём лежат спектакли, которые хотелось бы сделать: гоголевские «Мёртвые души», «Шинель»... Всё перебирать не буду — всё равно в ближайшее время не поставить, — вздыхает режиссёр.

В екатеринбургском театре «Мир на ладошке» с таким положением вещей тоже давно свыклись. Взрослых, по мнению художественного руководителя Андрея Табуева, и в Драму-то не всегда заманишь, не то что в кукольный...

Другая сторона медали — родители ведут в кукольные театры совсем маленьких зрителей. На спектакли в Краснотурьинске приносят даже полугодовалых детей. Для них репетиционный зал переоборудовали в малый зал «Кроха». Там создана камерная обстановка, а перед получасовым спектаклем проводится специальное занятие — с пальчиковыми играми и куклами.

В ЕТК площадки разбиты по строгой градации: большой зал — от шести лет, малый — от трёх до пяти, экспериментальная площадка «Сцена-Под-Крышей» — от нуля. Площадку восемь лет назад сделали по европейскому опыту: начали ставить для малышей не интерактивные программы, а именно спектакли, в которых развивается моторика, познаётся цвет, звук, начинается знакомство с театром.

— Редкий театр работает для самых маленьких, — говорит Евгений Сивко. — Мы только что вернулись из Москвы — там работают только с аудиторией 6+. И страшная востребованность спектаклей для младшей аудитории. На нашей камерной площадке помещается, как правило, 30–40 детей. А когда мы играли в Москве, билеты были разобраны за полчаса — в итоге пришлось продавать билеты не на тридцать, а на сто тридцать карапузов.

В Нижнетагильском театре кукол самый «взрослый» зритель — третьеклассник. Старшие говорят, что уже большие для театра кукол, поэтому 80 процентов постановок сделаны именно на маленького зрителя. А на новогодние ёлки, бывает, и грудничков приносят.

Все театры признаются: драматургия для кукольников — больная тема. Современные авторы не знают ни специфики театра кукол, ни как работают цеха и куклы, смогут ли они выдержать текст. Поэтому чаще всего театры обращаются к классике: ЕКТ, взяв за основу серьёзную драматургию, сам пишет инсценировки — правда, обязательно приглашает профессиональных драматургов оценить язык и стиль.

У такой популярности классики есть ещё одна причина. «Говорящие» названия помогают делать кассу и «Миру на ладошке», и удалённому от областного центра Краснотурьинскому театру.

— Я понимаю, что театр несёт нечто высокое, духовное — но мы должны и как-то выживать, — говорит Лариса Мокрушина. — Чтобы это совместить, больше берём, конечно, классики. Это и кассовые названия, и действительно злободневные темы.

Однако постановка в основном классических произведений вовсе не означает, что кукольные театры не стремятся к экспериментам и новшествам. Идеи черпают отовсюду: из мультфильмов, музыки, литературы.

— Конечно, нужно следить за общемировыми тенденциями, — советует Евгений Сивко. — Поэтому театр часто ездит, мы общаемся с другими театрами в Интернете, делаем совместные постановки. Мир кукольников ведь очень маленький, мы все друг друга знаем, и если кто-то открывает для себя что-то новенькое, то делится с коллегами. Тайн нет.

Дарья Мичурина

oblgazeta.ru





Нравится


Комментарии

У вас недостаточно прав на публикацию комментария

Комментарии ВКонтакте