Олег Скотников: «Вопросы воспитания не решаются в кабинетах»

УвеличитьПроблемы педагогам, родителям и в конечном итоге детям доставляют законы и программы, принятые за закрытыми дверями.

Об этом, в частности, мы говорим с лучшим воспитателем детского сада Свердловской области Олегом Скотниковым.

– Олег Александрович, сложно представить, что мальчик мечтает стать воспитателем детского сада.

– Точно. В детстве я хотел стать или певцом или артистом. Можно сказать, что мечта сбылась: воспитатель – это и актёр, и певец, и сценарист той жизни, которую ребёнок проводит в детском саду.

Судьбоносное решение я принял во время службы на подводной лодке. До этого успел окончить металлургический колледж и поработать на заводе. Но в армии задумался о своем призвании. И понял, что хочу работать не с металлом, а с более тонкой материей – с человеческими душами. После окончания педагогического института мне посчастливилось работать учителем начальных классов в уникальном образовательном учреждении Новоуральска – детском саду-школе. Но в начале двухтысячных годов эту экспериментальную площадку закрыли, компьютеры забрали… Так, по сути, случайно (хотя, видимо, случайностей не бывает) я оказался в детском саду, где работаю уже восемь лет.

– Вас не смущали проблемы, которые сопутствуют профессии педагога?

– Тогда было действительно непростое время. 90-е годы. Встал вопрос выбора: заниматься любимым делом или уходить в коммерцию и «делать деньги». Я, как вы понимаете, выбор сделал.

– Некогда в нашей стране был культ личности педагога. Как вы считаете, получится его вернуть?

– Да, к сожалению, сегодня слово «учитель» нечасто произносится с уважением. В стране другие герои. Их процветанию в большой мере способствует сегодняшняя «идеология», отражающаяся ярко в телевидении. Вы можете вспомнить какой-нибудь современный светлый фильм об учителях, тем более о воспитателях детских садов? Зато сколько угодно сериалов и фильмов, воспевающих культ силы. Мне часто приходится слышать: «О, так вы «усатый нянь»!». А фильм-то очень старый. Это говорит о том, что новых ассоциаций не возникает.

Справедливости ради надо сказать, что в нашем небольшом и закрытом городе ситуация отличается от той, что сложилась в стране. У нас учителя очень ценятся. Уверен – престиж профессии формируют и учителя. Другое дело, нередко в педагогические вузы молодёжь идет по остаточному принципу: не прошёл в другие вузы – пойду в «пед». Понятно, получив высшее образование, они не идут работать по специальности. Может быть, это и к лучшему. Гораздо хуже, когда случайные люди попадают в школы и детские сады. Работать с детьми должны только те, у кого душа к этому лежит.

– Болевая точка нашего региона – острый дефицит мест в детских садах…

– Безусловно. Но мало кто задумывается о том, что решение этой проблемы теми путями, которыми оно происходит сейчас, не всегда благо для ребёнка. Как известно, повсеместно происходит уплотнение групп. Санитарные нормы этот процесс регламентируют, исходя из квадратных метров. Позволяет площадь – значит, воспитатель может ещё набрать детей в группу. При, скажем, 25 детях на одного воспитателя о каком качестве воспитания, о какой индивидуализации образования можно говорить? В идеале у каждого ребёнка в детском саду должен быть свой личный уголок с его личными вещами. При сегодняшнем подходе это невозможно.

Но нехватка мест в детских садах не единственная болевая точка дошкольного образования. Остро стоит вопрос старения педагогического состава. В нашем городе, например, средний возраст воспитателей 47 лет. А детский сад нуждается в молодых, энергичных, креативных специалистах. Привлечь их в дошкольные учреждения реально. Думаю, повышение заработной платы сыграло бы свою положительную роль. Когда-то доходы воспитателя детского сады и учителя были примерно равными. Сегодня мы отстаём.

– Новый закон впервые ввёл стандарты дошкольного образования. Не все педагоги от этого в восторге. Вы как нововведение восприняли?

– Поверьте, эта программа позитивная. Она как раз ориентирована на индивидуальность ребёнка, на его социализацию. Вовсе не означает, что всех ребятишек будем теперь под одну гребёнку причесывать. Может быть, назвать всё это надо было по-другому, избегая слова «стандарт». В первую очередь, стандарты предъявляют определённые требования к воспитателям.

А вот запрет в детских садах заданий школьного типа родителей волнует. И понятно почему. Школа у нас пока ещё давит на дошкольное образование. Учителя рады, когда ребёнок приходит с желанием учиться. Но они не откажутся никогда и от требований к запасу у ребёнка знаний и умений в области математики, русского языка. Сегодня практически нет первоклассников, которые пришли в школу, не умея читать, считать, писать печатными буквами. И требования эти педагоги школ предъявляют родителям, которые, в свою очередь, передают их детским садам. Пока школа и детский сад не состыкуются в этом вопросе, проблема будет существовать.

– Как могло возникнуть такое противоречие?

– Чиновники, скорей всего, плохо себе представляют программы начальной школы. Разрабатывать законы нужно не в закрытых кабинетах – в их обсуждении должны принимать участие не только экономисты, теоретики, но и практики. Только в таких условиях возможно рождение действительно нужных, эффективных, современных программ, которые пойдут на благо ребёнку и не будут осложнять жизнь родителям и педагогам. И, может быть, тогда учителя в школах и воспитатели в детских садах не будут так загружены бесконечными отчётами, которые отнимают драгоценное время от занятий и игр с детьми.

ural.aif.ru





Нравится


Комментарии

У вас недостаточно прав на публикацию комментария

Комментарии ВКонтакте