«Правда УрФО»: Ксения Анатольевна, в сфере вашей деятельности – неатомная энергетика в регионах, в частности – ТЭЦ в Новоуральске. ОТЭК также заключила две концессии в сфере модернизации систем водоснабжения и водоотведения в городах Лесном и Глазове. Скажите, почему ОТЭК вообще занялась коммунальными вопросами – для «Росатома» это непрофильная деятельность?

Ксения Сухотина: Изначально ОТЭК была создана в 2013 году именно как дивизион «Росатома» для управления неатомным энергетическим комплексом в пяти атомных городах. В наш контур управления входят ТЭЦ в Краснокаменске (Забайкальский край), Северске (Томская обл.), Новоуральске (Свердловская обл.), Димитровграде (Ульяновская обл.), Глазове (Удмуртия). Все эти предприятия строились вместе с крупными градообразующими комбинатами «Росатома», чтобы обеспечивать их работу энергоресурсами, они также снабжают наши города теплом и горячей водой, а в Северске, Краснокаменске и Новоуральске – еще и электроэнергией. Что касается «Росатома», то госкорпорация не ограничивается традиционной атомной сферой, а активно развивает новые бизнесы. И очень логично, что когда «Росатом» начал развивать такое бизнес-направление, как ресурсоснабжение, именно наш дивизион был назначен интегратором отраслевых решений.

«Правда УрФО»: Насколько нам известно, компания планирует в скором времени заключить концессию на объекты теплоснабжения в Новоуральске. Зачем структуре «Росатома» выходить на управление коммунальными ресурсами?

Ксения Сухотина: Да, мы прорабатываем такой вопрос. Уже проведено детальное техническое обследование муниципального теплосетевого комплекса и водогрейной котельной, разработаны конкретные оптимизационные мероприятия и инвестиционная программа, подготовлена финансово-экономическая модель. Отдельный вопрос, потребовавший тщательного изучения, – ситуация с муниципальной задолженностью за тепло перед «Уральским электрохимическим комбинатом», мы подготовили соответствующие предложения по ее реструктуризации. Также наши специалисты разработали эффективную схему теплоснабжения города с оптимальными режимами и балансом источников. На базе этих решений подготовлен проект концессионного соглашения, который в середине сентября был направлен в администрацию Новоуральска в порядке частной концессионной инициативы.

Это же общероссийская проблема: практически все коммунальные объекты в малых и средних российских городах строились еще в советское время и сейчас требуют существенной модернизации. И чуть ли не единственный способ поправить ситуацию в секторе ЖКХ – это использовать инструменты государственно-частного партнерства, один из которых – концессия. Причем в результате модернизации появляется возможность не просто предупредить проблемы, связанные с устареванием и выходом из строя износившихся сетей, а благодаря внедрению цифровых технологий выйти на качественно новый уровень управления городской инфраструктурой, повысить надежность и качество оказания услуг водо-, электро-, теплоснабжения, оздоровить экологию.

«Правда УрФО»: Почему, на ваш взгляд, больше года откладывается конкурс по определению концессионера в Новоуральске?

Ксения Сухотина: Нельзя сказать, что конкурс откладывается, но подготовительный этап занимает много времени, особенно длительные процессы – согласование условий концессионного соглашения и, главное, оценка фактического состояния и степени износа оборудования. Мы и сейчас продолжаем взаимодействовать с администрацией города по вопросам актуализации городской схемы теплоснабжения, выявления и постановки на баланс города бесхозяйных объектов в тепловых сетях, государственной регистрации незарегистрированных объектов и другим.

«Правда УрФО»: Какие еще компании претендовали на управление объектами теплоснабжения в Новоуральске?

Ксения Сухотина: Мне не известно, есть ли еще компании, желающие заняться тепловыми сетями Новоуральска. Это сложный, регулируемый со стороны государства вид деятельности, требующий системного подхода, как к ежедневной эксплуатации, так и к стратегии дальнейшего развития. Поэтому справиться с такой работой могут только серьезные компании с высоким уровнем технологий, с положительной репутацией.

ОТЭК в Новоуральске выполняет функции единой теплоснабжающей организации, наша ТЭЦ – основной источник тепловой и электрической энергии в городе. Объединение всей цепочки теплоснабжения Новоуральска «производство – транспортировка – распределение» под управлением единого оператора позволяет весь год качественно снабжать город теплом и горячей водой. Теперь мы получили функции гарантирующего поставщика электроэнергии взамен обанкротившегося ООО «НУЭСК», и можем рассчитывать на существенный синергетический эффект на затратах компании, что в конечном счете позволит сдержать рост тарифов для потребителей.

«Правда УрФО»: Каковы предложенные к рассмотрению финансовые параметры концессии на объекты теплоснабжения в Новоуральске?

Ксения Сухотина: Пока мы только направили частную концессионную инициативу на рассмотрение в администрацию Новоуральского городского округа и в правительство Свердловской области, до момента ее официальной публикации нельзя раскрывать эту информацию. Отмечу только, что при разработке параметров концессии мы учли и интересы потребителей, и достаточно жесткие ограничения со стороны муниципалитета, которые касаются изменения тарифов, выполнения обширной инвестпрограммы и полного погашения задолженности муниципальных предприятий «Водогрейная котельная» и «Городские тепловые сети» перед УЭХК. Выполнить все эти задачи одновременно в условиях ограничений по тарифам возможно, только если будет получен существенный эффект экономии на затратах объединенного комплекса, тогда эти деньги можно будет вложить в систему городского хозяйства.

«Правда УрФО»: ОТЭК выиграл конкурс на получение статуса гарантирующего поставщика электроэнергии в Новоуральске. Кто еще кроме вашей компании в нем участвовал? Оказало ли влияние повышение сбытовой надбавки в тарифе на планы работы ОТЭК в Новоуральске?

Ксения Сухотина: В соответствии с приказом Минэнерго РФ №1001 от 19.09.2019, ОТЭК получает статус гарантирующего поставщика с 1 октября этого года. По условиям конкурса, проведенного Минэнерго России, требовалось погасить задолженность предыдущего гарантирующего поставщика НУЭСК перед генерирующими компаниями, работающими на территории нашей страны, а это почти 80 миллионов рублей. По-видимому, из-за этого условия ни одна энергосбытовая компания, кроме ОТЭК, на конкурс не вышла. Повышение сбытовой надбавки к цене на электроэнергию на наше решение стать гарантирующим поставщиком в Новоуральске никак не влияло. Наша основная цель – консолидировать в одних руках всю систему энергоснабжения потребителей города, чтобы стабильно обеспечивать Новоуральск качественными коммунальными услугами. И не допустить накопления задолженности, как это было с прошлым ГП.

«Правда УрФО»: После прошедших переговоров в правительстве Свердловской области с участием Региональной энергокомиссии и энергетиков принято решение о том, что плата в сентябре будет рассчитана по тем же принципам, что и в июле. Как изменится плата с приходом ОТЭК в статусе гарантирующего поставщика?

Ксения Сухотина: Я уточню, что ситуация с ростом сбытовой надбавки коснулась всех потребителей Новоуральска, но больше всех вырос тариф для группы потребителей по максимальной мощности менее 670 кВт. Это 600 предприятий малого и среднего бизнеса. Тарифы повысились в результате внедрения новой методики расчетов по методу «эталонных сбытов», разработанной Федеральной антимонопольной службой. На внедрение этой методики было отведено три года, и в большинстве российских регионов надбавка увеличивалась постепенно. В Новоуральске этот рост произошел резко.

К сожалению, есть определенные законодательные ограничения – даже став гарантирующим поставщиком, мы не сможем сразу повлиять на ситуацию. Сбытовая надбавка до конца года останется на том же уровне, как она была установлена с 1 июля 2019 года. Повторюсь, это вопрос не нашего желания или нежелания снизить тариф, а жесткие рамки закона. Согласно п. 65 «Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике» ПП № 1178, утвержденных 29.12.2011, до начала следующего периода регулирования компания будет обязана применять сбытовые надбавки, установленные для компании, ранее осуществлявшей функции гарантирующего поставщика.

Мы понимаем, в каком положении оказались предприниматели Новоуральска, и поэтому будем работать над снижением сбытовой надбавки в 2020 году, для этого сейчас прорабатываем соответствующее соглашение с ФАС, РЭК, региональными властями. Надо понимать, что если удастся прийти к такому соглашению, то это будет первый подобный прецедент в России. Поэтому на урегулирование вопроса уйдет не один месяц. Что ж, будем пробовать.

pravdaurfo.ru