Пункт захоронения РАО увеличат в несколько раз
- [ 24.05.2018 | 
- Комментариев: 0
-  | Просмотров: 1930 | 
- Экономика и производство  ]
В Новоуральске ГК «Росатом» начата подготовка площадки под строительство второй очереди пункта финальной изоляции радиоактивных отходов 3 и 4 классов опасности – период полураспада до 31 года. Работы ведет компания «Элерон», выигравшая конкурс по выбору генподрядчика строительства объекта. До 2020 года планируется построить первую из трех новых карт для размещения РАО, административно-бытовое здание, где также планируется проводить входной контроль прибывающих в пункт контейнеров.
В отличие от действующей очереди на 15 тысяч кубометров отходов (с учетом упаковки), рассчитанной на заполнение к 2020 году, новые карты будут построены в виде крытых ангарами бетонных сооружений, чтобы усилить защиту от попадания осадков внутрь отсеков хранения. Два из трех хранилищ рассчитаны на размещение 16,3 тысячи кубометров РАО каждая, третье – на 6,5 тысячи кубометров.
Спрос на размещение отходов в новоуральском пункте финальной изоляции с каждым годом растет, что отчасти объясняется требованиями федерального законодательства о захоронении всех образовавшихся с 2011 года РАО. Одним их первых эту работу начал «Уральский электрохимический комбинат» (входит в ТВЭЛ). В 2016 году предприятие разместило в ПЗРО 45 кубометров отходов, в 2017 году его доля превысила 100 кубометров.
К пункту финальной изоляции проявили внимание и другие предприятия «Росатома» – «Институт реакторных материалов» (Заречный), ФГУП «Радон». Всего в 2017 году на объекте размещено 240 кубометров РАО. В текущем году поступила первая партия РАО от АО «ЦС «Звездочка» (входит в АО «ОСК») – крупнейшего судоремонтного предприятия России, специализирующегося, в том числе, на утилизации судов ФГУП «Атомфлот». Заявки на размещение РАО также подали УЭХК, «РосРАО», «Радон». О намерениях это сделать заявил «Институт реакторных материалов». Как поясняет директор новоуральского отделения филиала «Северский» ФГУП «НО РАО» Вячеслав Александров, готовность компаний к отправке РАО 3 и 4 классов опасности зависит и от финансового фактора. Предприятия вносят плату за размещение отходов согласно установленным тарифам и за свой счет обеспечивают переработку, упаковку и перевозку отходов.
Пока расположенный в Новоуральске пункт финальной изоляции – единственный в России. В планах НО РАО – создание сети таких объектов в разных регионах, в том числе в Озерске и Северске. Контроль за их деятельностью надзорными органами ведется в постоянном режиме, и кроме того, сам национальный оператор регулярно проводит мониторинг окружающей среды. В частности, на объекте в Новоуральске ежеквартально берутся пробы подземных вод, воздуха, почвы и снега.
«У нас действует входной контроль на площадке. На специальной установке гамма-излучающих радионуклидов мы замеряем их состав и уровень излучения. Для альфа-излучающих у нас документарный контроль, так как без проб провести анализ невозможно», – рассказывает Вячеслав Александров.
Представителям общественности также дана возможность провести контрольные мероприятия на объекте, что положительно повлияло на отношение населения Новоуральска к работе национального оператора. По словам городских общественников, в 2017 году пробы воды и воздуха на территории пункта финальной изоляции в их присутствии брались в мае и ноябре. Как показали анализы, уровень радионуклидов зафиксирован «в разы меньше, чем предписано документами».
«Здесь, как показывают исследования, все безопасно. Новые карты лучше, чем расположенные рядом (старые карты УЭХК). Здесь хорошая организация хранения. Вопрос только в том, что наши нормы рассчитаны на срок биологической опасности (РАО). У урана-238 период полураспада – 5 миллиардов лет. С этой точки зрения геологическая среда здесь не очень хорошая. Но через 10 тысяч лет начнется период оледенения, и это положительно повлияет на изоляцию РАО», – масштабно рассмотрел вопрос захоронения РАО старший научный сотрудник Института проблем безопасного развития атомной энергетики РАН Сергей Богатов.
При создании ПЗРО в Новоуральске учитывался, в том числе, и зарубежный опыт. В частности, подобные объекты работают во Франции. Причем конкретно в этой европейской стране предусмотрен механизм выплаты компенсаций муниципалитетам за размещение пунктов финальной изоляции.
Вопрос об аналогичных мерах поддержки неоднократно поднимался общественниками и чиновниками Новоуральска. Однако в настоящее время, как отмечает руководитель центра общественных и международных связей ФГУП «НО РАО» Никита Медянцев, законодательный механизм прямых финансовых вливаний в муниципальные бюджеты в рамках деятельности по финальной изоляции РАО нет. В НО РАО рассматривают возможность привлечения инвестиционных средств в некоторые проекты муниципалитетов, например, по утилизации твердых коммунальных отходов и другие.
pravdaurfo.ru